Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В.
судей Нестеровой А.А, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим
по кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Онежского городского суда Архангельской области от 19 октября 2020 года и апелляционное определение Архангельского областного суда от 26 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу обратился в суд с иском к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1023 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, СОТ "Земляне", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "садоводство и огородничество".
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником указанного земельного участка, право на который в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что данный земельный участок находится в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N в квартале 3 участка совхоз "Онежский" Онежского сельского участкового лесничества Онежского лесничества Архангельской области. Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ В силу действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером N, входящий в состав земельного участка лесного фонда, не может принадлежать ответчику на праве собственности.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 января 2021 года, в удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу отказано.
В кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных, вынесенных с существенным нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при разрешении настоящего спора судами были допущены и выразились в следующем.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения исполнительного комитета Онежского городского Совета народных депутатов от 19 июня 1990 г. N 63/12 создано садоводческое товарищество "Земляне".
Для организации садоводческого товарищества решением Архангельского областного Совета народных депутатов от 13 августа 1990 г. N 24/42 совхозу "Онежский" разрешено занять под коллективное садоводство 4, 5 га сельскохозяйственных угодий в районе д. Андозеро, в том числе 3, 3 га пашни, 1, 2 га сенокосов.
ФИО1 является членом СОТ "Земляне" с момента образования товарищества, ему был предоставлен земельный участок за N N, площадью 769 кв.м.
Согласно карточке учета строений и сооружений, расположенных на земельном участке, от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке ответчиком в 1990 г. возведены садовый домик с мансардой, веранда, сарай, уборная. Площадь застройки земельного участка 40, 7 кв.м.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Онеги и Онежского района N 193 от 10 октября 1994 г, свидетельством о праве собственности на землю от 13 октября 1994 г. ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок в СОТ "Земляне" Онежского района Архангельской области с целевым назначением - садоводство и огородничество.
На кадастровый учет земельный участок ответчика поставлен ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности ФИО1 земельный участок с кадастровым номером N площадью 1023 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в ЕГРН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ N.
Земельный участок с кадастровым номером N принадлежит Российской Федерации; поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Сведения о границах лесного участка посредством установления координат характерных точек границ в данных ЕГРН отсутствуют, сведения о границах лесного участка определяются материалами лесоустройства, на основании которых ведется государственный лесной реестр.
Из заключения N 8 Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" следует, что имеется наложение земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что истцом не представлено доказательств постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства и формирования его за счет земель лесного фонда, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, исходя из того, что сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания, представленные истцом в заключении Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", не являются доказательствами принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Рассматривая дело, суд должен установить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и правоотношения сторон, определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести данные обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56, статья 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
При вынесении судебных постановлений указанные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Исходя из обоснования заявленных Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу требований юридически значимыми и подлежащими выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права обстоятельствами по настоящему делу являлись, в том числе, обстоятельства нарушения прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда - выдела в квартале 3 участка совхоз "Онежский" Онежского сельского участкового лесничества Онежского лесничества Архангельской области при определении границ принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 29:13:070101:17, установления смежной границы земельных участков лесного фонда и участка ответчика, а также обстоятельства включения части земель лесного фонда в состав земельного участка ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создаёт условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Учитывая характер спорного правоотношения, по делу требовались специальные познания.
Однако судом первой инстанции вопрос о назначении по делу экспертизы не обсуждался.
При апелляционном рассмотрении дела судебной коллегией определение о назначении по делу землеустроительной экспертизы также не выносилось. Ввиду отсутствия ходатайства истца о назначении землеустроительной экспертизы в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции также не усмотрел в этом необходимости.
Между тем по смыслу приведенных выше норм процессуального права в их взаимосвязи обязанность по назначению судебной экспертизы, если по делу требуются специальные познания, лежит именно на суде, и отказ сторон от назначения по делу землеустроительной экспертизы сам по себе не освобождает суд от обязанности создать условия для установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дела, в том числе путем назначения судебной экспертизы.
Оснований полагать, что стороны уклонились от проведения судебной землеустроительной экспертизы, не имеется, поскольку такая экспертиза по делу не назначалась.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что с учетом предусмотренного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 указанного кодекса обязанность доказать факт включения ответчиком ФИО1 в состав принадлежащего ему земельного участка земель лесного фонда, лежала на истце.
Однако указанным доказательствам судебная коллегия оценки не дала.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Департаментом лесного хозяйства в дело представлены заключение Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", информацию о лесном участке, таксационное описание. Однако, сами по себе материалы лесоустройства без проведения соответствующих экспертиз (применения специальных познаний) не свидетельствуют о наличии пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца, в связи с чем обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Архангельского областного суда от 26 января 2021 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.