Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Красновой Н.П, Калугина Д.М, при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ширмановой Т.В, Кузнецова А..М, Шабалиной И.А. о признании недействующими положения генерального плана муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152, Правил землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57, в части установления границы муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, включающей в свой состав земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, относящиеся к категории земель "земли населенных пунктов", в той мере, в какой при утверждении этих положений не были соблюдены границы муниципального образования городское поселение "город Кстово" Кстовского района Нижегородской области, установленные Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 (ред. от 29.04.2020 года) "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района", по апелляционным жалобам Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрации Большемокринского сельсовета Кстовского
района Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 3 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя муниципального образования городского поселения "Город Кстово", муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" в лице администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области Погодиной Н.А, представителя административных истцов Ширмановой Т.В. и Кузнецова А.М.- Шабалиной В.И, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО21, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы Ширманова Т.В, Кузнецов А.М, Шабалина И.А. обратились в Нижегородский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование административных исковых требований указали, что Ширмановой Т.В. и Кузнецову А. М. принадлежат на праве общей долевой собственности два земельных участка с кадастровыми номерами N, N (ранее был земельный участок с кадастровым номером N), расположенные по адресу: "адрес", относящиеся к категории земель "данные изъяты"
Шабалиной И.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" относящийся к категории земель "земли населенных пунктов".
Вышеуказанные земельные участки образованы из одного земельного участка с кадастровым номером N который был сформирован в связи с необходимостью установления границ вновь образованного муниципального образования городское поселение "Город Кстово" Кстовского района Нижегородской области и ему была установлена категория земель: "данные изъяты" Категория земель "земли населенных пунктов" была установлена в соответствии с требованиями статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ и соответствовала Закону Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3, так как участок входил в границы населенного пункта город Кстово.
Земельный участок с кадастровым номером N вошел в границы муниципального образования "городское поселение "Город Кстово" согласно описанию границ муниципальных образований Нижегородской области, установленных Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" (приложение N6 к Закону) (далее также - Закон Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3).
Законом Нижегородской области от 11.10.2004 года N110-3 "Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области" на территории Кстовского района создано новое муниципальное образование - городское поселение город Кстово (пункт 8 статьи 1 Закона).
Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 установлены границы муниципального образования городское поселение город Кстово в составе населенного пункта город Кстово. С момента принятия которого изменения в данный Закон в части границы муниципального образования городское поселение город Кстово не вносились. Принятие данного Закона было обусловлено требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 06.10.2003 года N131-Ф3). При этом при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 допускалось утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания; границы муниципальных образований подлежали описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2007 года.
Во исполнение требований пункта 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 решением Земского собрания Кстовского района Нижегородской области от 24.10.2006 года N194 утвержден генеральный план муниципального образования городское поселение "город Кстово". В последующем решением городской Думы города Кстово от 29.12.2009 года N188 утверждены правила землепользования и застройки города Кстово.
Согласно карты градостроительного зонирования граница населенного пункта город Кстово совпадала с границей муниципального образования городское поседение город Кстово.
Граница населенного пункта город Кстово полностью соответствовала описанию границ муниципального образования, установленного Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3.
Эти обстоятельства послужили основанием образования первоначального участка N, из которого образовались земельные участки административных истцов.
Решением городской Думы города Кстово Нижегородской области от 30.12.2010 года N185 граница населенного пункта города Кстово была изменена, в связи с этим в генеральный план муниципального образования городское поселение город Кстово, утвержденный решением Земского собрания Кстовского района от 24.10.2006 года N194, внесены изменения в части границ населенного пункта города Кстово (земельный участок с кадастровым номером N выбыл из границ населенного пункта).
В сентябре 2019 года административным истцам стало известно, что в нарушение описания границ муниципального образования городское поселение город Кстово, установленного Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3, утверждены генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Генеральный план муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области утвержден решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152 (далее также - Генеральный план).
Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области утверждены решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57 (далее также - Правила землепользования и застройки).
В соответствии с графической частью Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Кстово, которая выполнена в соответствии с утвержденной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 описательной частью границ муниципального образования город Кстово, земельные участки административных истцов расположены в территориальной зоне П-2 - производственная зона предприятий II класса опасности в границах муниципального образования городское поселение город Кстово.
Административные истцы полагают, что нормативные правовые акты - решения сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152 и от 22.06.2017 года N57 в части установления границы муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, включающей в свой состав земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, относящиеся к категории земель " "данные изъяты" противоречат Закону Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы административных истцов.
Решением Нижегородского областного суда от 3 февраля 2021 года административное исковое заявление Ширмановой Т.В. Кузнецова А, М. Шабалиной И.А. по настоящему административному делу удовлетворено.
Признаны недействующим с момента вступления решения суда в законную силу положения генерального плана муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152 (с изменениями), в части установления границы муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, включающей в свой состав земельные участки с кадастровыми номерами N N, N
Признаны недействующим с момента вступления решения суда в законную силу положения Правил землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57, в части установления границы муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, включающей в свой состав земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N
Не согласившись с указанным решением Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрацией Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области поданы апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение Нижегородского областного суда от 3 февраля 2021 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административными истцами представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц: муниципального образования городское поселение "город Кстово" Кстовского муниципального района Нижегородской области, муниципального образования "Кстовский муниципальный район" Нижегородской области, комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области Погодина Н.А. полагала решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Ширмановой Т.В. и Кузнецова А.М.- Шабалина В.И. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО20 полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152 "Об утверждении генерального плана сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области" утвержден проект генерального плана сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области.
Решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области" утверждены Правила землепользования и застройки территории сельского поселения "Большемокринский сельсовет".
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, а также земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N184 ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее также - Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Кстовского муниципального района Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района Нижегородской области, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 21 (с учетом статьи 4) Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З, пунктом 3.1.10 Положения о Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 года N308, министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области утверждает правила землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района Нижегородской области, вносит в них изменения.
Оспариваемые в части Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты представительным органом местного самоуправления - сельским Советом Большемокринского сельсовета.
Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", Положения о Министерстве градостроительной деятельности и развитии агломераций Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным истцам Ширмановой Т.В. и Кузнецову А.М. принадлежат на праве общей долевой собственности земельные участки с кадастровыми номерами N, N расположенные по адресу "адрес"
Шабалиной И.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемые ими Генеральный план и Правила землепользования и застройки Большемокринского сельсовета противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как земельные участки административных истцов согласно графическим материалам Генерального плана и Правил землепользования и застройки неправомерно включены в границы муниципального образования Большемокринский сельсовет.
Из материалов дела следует, что Генеральный план принят решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152 "Об утверждении генерального плана сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области".
Правила землепользования и застройки приняты решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области".
В Генеральный план постановлениями Правительства Нижегородской области от 19.01.2016 года N12, от 10.11.2016 года N765, от 21.11.2016 года N785, от 23.06.2017 года N450, от 06.07.2017 года N493, от 27.12.2019 года N1029, а в Правила землепользования и застройки - приказами департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (в настоящее время переименовано в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области) от 11 апреля 2016 года N07-09/17, от 14 января 2020 года N07-01-06/04 вносились изменения.
Проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24 - 25, 31 - 32 ГрК РФ процедуре. В части полномочий и соблюдения порядка принятия Генеральный план и Правила землепользования и застройки административными истцами не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования административных истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З (приложение 5, приложение 6) земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N входят в состав муниципального образования город Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З.
Вместе с тем, данные земельные участки в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки включены в состав муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, в связи с этим оспариваемые в части Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат также положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу - пункту 13 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, в том числе из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 22.07.2020 года, что в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N N, N (категория земель - " "данные изъяты"", вид разрешенного использования - " "данные изъяты" был образован земельный участок с кадастровым номером: N.
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 08.09.2009 года на основании межевого плана от 15.05.2009 года, подготовленного "данные изъяты"
Впоследствии на основании обращения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 29.03.2010 года N01/555 категория земель данного участка изменена на категорию - " "данные изъяты"", в связи с установлением границы населенного пункта г.Кстово и границы муниципального образования "Городское поселение "город Кстово".
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером N на основании решения собственника участка Матвеева А.И. образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N и N, дата постановки на государственный кадастровый учет - 28.03.2011 года.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: N имеет статус - "архивный", категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес: "адрес", расположен примерно в 30 м. по направлению на восток от "адрес"
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: N имеет статус - " "данные изъяты"", категорию земель - "данные изъяты", разрешенное использование - "данные изъяты", адрес: "адрес", расположен примерно в 30 м. по направлению на восток от "адрес"
По сведениям ЕГРН, адрес, категория, вид разрешенного использования вышеуказанных объектов недвижимости до настоящего времени не изменялись.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером N на основании решения собственников участка Ширмановой Т.В. и Кузнецова A.M. образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N и N, дата постановки на ГКУ - 02.12.2019 года.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: N имеет статус- " "данные изъяты"", категорию земель - "данные изъяты" разрешенное использование - "данные изъяты", адрес: "адрес"
Согласно сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером: N, земельный участок имеет статус- " "данные изъяты"", категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "данные изъяты" адрес: "адрес".
По сведениям ЕГРН, адрес, категория, вид разрешенного использования вышеуказанных объектов недвижимости до настоящего времени не изменялись.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами: N расположены за установленными границами муниципального образования "городского поселения "город Кстово" (реестровый номер - N, ДД.ММ.ГГГГ) и населенного пункта "город Кстово" (реестровый номер N, ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, земельные участки административных истцов Ширмановой Т.В. и Кузнецова A.M. с кадастровыми номерами: N и N образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером N и земельный участок с кадастровым номером N (собственник Шабалина И.А.) образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N
Земельные участки с кадастровыми номерами N имеют категорию: "данные изъяты"
Судом первой инстанции установлено, что муниципальные образования городское поселение "город Кстово" и сельское поселение "Большемокринский сельсовет" имеют общую смежную границу.
Административными истцами в суд первой инстанции представлены письменные ответы органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Кстовского района по вопросу расположения земельных участков с кадастровыми номерами N относительно границы муниципального образования городское поселение "город Кстово" и сельского поселения "Большемокринский сельсовет".
В письменных сообщениях от 28.10.2019 года и 11.02.2020 года Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области сообщил о том, что земельный участок с кадастровым номером N (снят с учета) и образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами N согласно сведениям ЕГРН не входят в границы муниципального образования городского поселения "город Кстово" (т.1 л.д.56-57, л.д.59-60).
В письменном ответе от 12.02.2020 года комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района сообщил на запрос Кузнецова А.М. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N о том, что земельные участки в соответствии с графической частью Правил землепользования и застройки г.Кстово, утвержденных решением городской Думы города Кстово от 29.12.2009 года N188, выполненной в соответствии с утвержденной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З описательной частью границ муниципального образования город Кстово, расположены в территориальной зоне П-2 - производственная зона предприятий II класса опасности за границами населенного пункта г.Кстово, но в границах городского поселения "город Кстово" (т.1 л.д.61-62).
В письме от 06.04.2020 года на письменное обращение Ширмановой Т.В, Кузнецова А.М, Шабалиной И.А. администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области сообщила, что в соответствии с приложением 6 "Описание границ муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области" к Закону Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З земельные участки с кадастровыми номерами N расположены в границах муниципального образования "город Кстово" Нижегородской области (т.1 л.д.72-73).
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 21.07.2020 года земельные участки с кадастровыми номерами N расположены за границами муниципального образования "город Кстово" Нижегородской области, на территории Большемокринского сельсовета. Вместе с тем, в соответствии с картой-планом, разработанной со стороны комитета имущественных отношений администрации города Кстово в 2010 году в рамках землеустроительной документации по постановке на государственный кадастровый учет границы муниципального образования город Кстово Нижегородской области, местоположение указанных земельных участков отображено в границах муниципального образования город Кстово. Согласно общедоступной информации (публичная кадастровая карта) граница городского поселения "город Кстово" совпадает с границей населенного пункта г.Кстово, что противоречит описательной части границ городского поселения город Кстово, утвержденных вышеуказанным Законом. Соответственно граница муниципального образования сельского поселения Большемокринский сельсовет отображена в Генеральном плане сельского поселения Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденном решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от 30.12.2013 года N152, также недостоверно. В связи с этим необходимо в рамках разработки землеустроительной документации привести в соответствие с описательной частью Закона Нижегородской области о 31.12.2004 года N176-3 границы городского поселения "город Кстово" и сельского поселения Большемокринский сельсовет (т.1 л.д.147-149).
В письменном ответе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 11.06.2020 года на письменное обращение Ширмановой Т.В, Кузнецова А.М, Шабалиной И.А. сообщается о том, что в соответствии с приложением 6 "Описание границ муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области" к Закону Нижегородской области о 31.12.2004 года N176-3 земельные участки заявителей расположены в границах муниципального образования город Кстово Нижегородской области. B соответствии с графической частью Правил землепользования и застройки г.Кстово, утвержденных решением городской Думы города Кстово от 29.12.2009 года N188, выполненной в соответствии с утвержденной Законом описательной частью границ детального образования город Кстово, указанные земельные участки расположены в территориальной зоне П-2 - производственная зона предприятий II класса опасности за границами населенного пункта г.Кстово, но в границах городского поселения "город Кстово" (т.2 л.д.184-186).
На запрос суда первой инстанции Управление архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в письменном ответе от 18.09.2020 года сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами N расположены за пределами муниципального образования городское поселение город Кстово. Согласно рабочему варианту карты (плана) границ муниципального образования городское поселение город Кстово, изготовленного ориентировочно в 2009 году комитетом имущественных отношений администрации г.Кстово, местоположение спорных земельных участков отображено в пределах границ муниципального образования городское поселение город Кстово. Также Управление архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области указало в ответе о том, что согласно Генеральному плану городского поселения "город Кстово" Нижегородской области, утвержденному решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 24.10.2006 года N194, земельные участки, из которых в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, расположены вне границ города Кстово.
При рассмотрении административного дела, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения "город Кстово", утвержденными решением городской Думы города Кстово от 29.12.2009 года N188, земельные участки, из которых в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, расположены в границах муниципального образования городское поселение "город Кстово", вне границ населенного пункта город Кстово.
В настоящее время граница сельского поселения Большемокринский сельсовет в материалах территориального планирования и градостроительного зонирования отображена ориентировочно и имеет разночтения со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно Генеральному плану сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденному решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от 30.12.2013 года N152, земельные участки, из которых в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, расположены в границах сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения "Большемокринский сельсовет", утвержденными решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от 22.06.2017 года N57, земельные участки, из которых в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, расположены частично в границах 2-х поселений: сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области и муниципальное образование городское поселение "город Кстово" (т.2 л.д.242-249).
Таким образом, при рассмотрении данного административного дела возник спор относительно включения в состав муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области земельных участков с кадастровыми номерами N (согласно сведениям Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения "Большемокринский сельсовет").
Административные истцы считают, что на основании Закона Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 (ред. от 29.04.2020) "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" часть территории, из которой в последующем были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами N, вошла в состав муниципального образования город Кстово Кстовского района и неправомерно отражена в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки сельского поселения "Большемокринский сельсовет".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции также установлено, что граница муниципального образования сельского поселения "Большемокринский сельсовет" установлена (утверждена) Законом Нижегородской области от 24.10.2005 года N169-З "Об утверждении границ, состава территории Кстовского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Кстовского муниципального района".
Рассматривая требования административных истцов, суд первой инстанции посчитал необходимым, в том числе установить, была ли на основании Закона Нижегородской области от 31.12.2004 года N176З (приложение 5, приложение 6 к Закону) и Закона Нижегородской области от 24.10.2005 года N169-З часть территории, из которой в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, включена в состав муниципального образования город Кстово либо была включена в состав муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Согласно приложению 6 к Закону Нижегородской области от 31.12.2004 года N176З граница муниципального образования "город Кстово" Кстовского района Нижегородской области проходит в спорной части (приведено описание применительно к границам с Большемокринским сельсоветом, в том числе - точки т.19, т.20, т.21): от т.12 подходит к западному краю обваловки рыбоводного пруда общества с ограниченной ответственностью "Заречное" до т. 13, далее от т. 13 в юго-западном направлении вдоль факельного хозяйства "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", огибая восточную и северную границу предприятия открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" до т. 14. Далее от т. 14 граница поворачивает в северо-западном направлении. Граница проходит по обвалованию газопровода, пересекает газопровод до т. 15 и далее от т. 15 поворачивает в северо-западном направлении, далее на север до опоры линии электропередач до т. 16, от т. 16 в северном направлении идет через пустырь, далее в северо-западном направлении идет по контуру пашни, затем в том же направлении вдоль лесополосы до т. 17.
От т. 17, поворачивая резко на север, обходя территорию линейно-производственной диспетчерской станции "Староликеево", граница пересекает автодорогу на село Большое Мокрое, далее пересекает поле до северо-западного угла территории Зеленогорского отделения сельхозтехники до т. 18, от т. 18 идет в северо-восточном направлении до угла территории товарно-сырьевой базы открытого акционерного общества "Сибур-Нефтехим" и далее огибает указанную территорию, идет в северо-западном направлении, далее по контуру пашни до т. 19, от т. 19 поворачивает на запад, огибая территорию вагонного депо станции Зелецино Горьковской железной дороги и поворачивает на север, пересекает железную дорогу "Перегон Кстово - Зелецино" Горьковской железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до т. 20, от т. 20 идет на восток по грунтовой дороге, идущей по краю пашни, до ограждения садоводческого товарищества, находящегося на территории общества с ограниченной ответственностью "Мокринское", далее в юго-восточном направлении идет вдоль внешней границы указанного садоводческого товарищества до т. 21 (т.2 л.д.19-24, л.д.222, 223).
В приложении к Закону Нижегородской области от 24.10.2005 года N169-З "Описание границ сельского поселения Большемокринский сельсовет" граница Большемокринского сельсовета описана следующим образом: от точки 32 до точки 33 сельское поселение Большемокринский сельсовет граничит с городским округом город Нижний Новгород. Граница проходит на восток по границе курортного поселка Зеленый Город; от точки 33 до точки 30 граница проходит в южном направлении по границе деревни Зелецино, далее на запад по северной стороне железнодорожной станции Зелецино, далее на юг по границе промышленной зоны городского поселения город Кстово; от точки 30 до точки 31 проходит в южном направлении по реке Шелокшанке; от точки 31 до точки 34 граница совпадает с границей Кстовского муниципального района и проходит на юго-восток по границе с Дальнеконстантиновским муниципальным районом; от точки 34 до точки 32 граница проходит в северо-восточном направлении по границам лесных массивов, далее по границе земель ГУП "Опытно-производственное хозяйство "Центральное".
Для разрешения вопроса о территориальном размещении земельных участков относительно установленной законами Нижегородской области границы, суд назначил по настоящему административному делу судебную экспертизу, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты" ФИО22 На разрешение эксперта судом был поставлен вопрос: Вошла ли часть территории, из которой в последующем были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами N, N, в состав муниципального образования город Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области либо в состав сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского муниципального района Нижегородской области согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" (приложение 5, приложение 6 к Закону), и согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 24.10.2005 года N169-З "Об утверждении границ, состава территории Кстовского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Кстовского муниципального района"?
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ года N N часть территории, из которой в последующем были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами N, вошла в состав муниципального образования город Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" (приложение 5, приложение 6 к Закону). Ответить на вопрос "Вошла ли часть территории, из которой в последующем были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами N в состав сельского поселения "Большемокринский сельсовет" Кстовского муниципального района Нижегородской области согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 24.10.2005 года N169-З "Об утверждении границ, состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Кстовского муниципального района", не представилось возможным, так как в данном Законе Нижегородской области нет указаний на объекты искусственного или природного происхождения, которые позволили бы определить местоположения границы.
При проведении исследования эксперт изучил описание границ, содержащееся в Законах Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З и от 24.10.2005 года N169-З.
В исследовательской части экспертного заключения эксперт указал о том, что в описании границы муниципального образования городское поселение "город Кстово", утвержденной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" (приложение 5, приложение 6 к Закону), достаточно точно определены ориентиры данной границы. В соответствии с приложением N6 к Закону от 31.12.2004 года N176-3 граница муниципального образования городское поселение "город Кстово" проходит "от т. 20 идет на восток по грунтовой дороге, идущей по краю пашни, до ограждения садоводческого товарищества, находящегося на территории "ООО "Мокринское", далее в юго-восточном направлении идет вдоль внешней границы указанного садоводческого товарищества до т.21." и т.д.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З (приложение 5, приложение 6) и сведений о местоположении исследуемых земельных участков интересуемая территория расположена в промежутке между точками т.20 и т.21, обозначенных на картографическом материале, являющемся приложением к данному Закону.
Из приложенных к экспертному заключению схем следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N (указаны на схемах как : N), образованные из земельного участка с кадастровым номером N (указаны на схемах как N), располагаются южнее относительно границы муниципального образования городское поселение "город Кстово" (граница и грунтовая дорога, по которой проходит граница согласно описанию в Законе Нижегородской области, указаны на схемах двойной сплошной красной линией), то есть в соответствии с Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З (приложение 5, приложение 6) в пределах территории муниципального образования городское поселение "город Кстово".
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО23. пояснил, что граница муниципальных образований город Кстово и Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района согласно её описанию в Законе Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 отображена в экспертном заключении на составленных им схемах красным цветом и проходит, в том числе по дороге, описанной в Законе. Данная дорога начинается около контрольной точки т.19 и доходит до ограждения садоводческого товарищества. Пояснил, что эта граница не могла проходить по дорогам, указанным им на схемах желтым и зеленым (синим) цветом, так это бы противоречило описанию границы в Законе Нижегородской области. Кроме того, грунтовая дорога, указанная на схеме желтым цветом, переходит в асфальтированную дорогу и не доходит до садоводческого товарищества 61 м. Дорога, указанная на схеме зеленым (синим) цветом, заканчивается далеко от садоводческого товарищества. Вместе с тем, дорога, по которой проходит граница, указанная красным цветом, доходит до ограждения садоводческого товарищества, как об этом и указано в Законе. Относительно данной границы, указанной красным цветом, территория муниципального образования город Кстово расположена южнее и сами земельные участки административных истцов, а также земельный участок, из которого они образовались, расположены южнее границы, то есть на территории муниципального образования город Кстово, а не на территории Большемокринского сельсовета.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел какой-либо противоречивости в заключении судебной экспертизы, проведенной экспертом Львовым В.Г, которым при проведении экспертизы были использованы измерительные приборы (приемники спутниковые геодезические) и специализированные программные продукты. Экспертом указан перечень использованных нормативных документов и специальной литературы, справочных материалов. В исследовательской части экспертного заключения содержатся сведения об использованных методиках и примененных общих методах экспертного исследования. Указано на использованные документы, имеющиеся в материалах настоящего административного дела.
Допрошенный в судебном заседании эксперт "данные изъяты" ФИО24. пояснил суду, что хорошо знает исследованную им местность. Для установления расположения границы муниципальных образований город Кстово и Большемокринский сельсовет он выходил на местность, использовал имеющиеся в деле документы, а также снимки местности на разные периоды времени, в том числе на 2004 год, когда был принят закон Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3.
Таким образом, выводы эксперта, содержащиеся в экспертном заключении, являются мотивированными, основанными на доказательствах, содержащихся в материалах административного дела и произведенных расчетах, подтверждены пояснениями эксперта в суде.
С учетом представленных доказательств, в том числе заключения эксперта, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что положения генерального плана муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 30.12.2013 года N152, и Правил землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 22.06.2017 года N57, в части установления границы муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области, включающей в свой состав земельные участки с кадастровыми номерами N, относящиеся к категории земель "земли населенных пунктов", противоречат положениям Закона Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3 (ред. от 29.04.2020 года) "Об установлении границ вновь образованных муниципальных образований - городских поселений город Городец Городецкого района, рабочий поселок Ковернино Ковернинского района, город Кстово Кстовского района, город Навашино Навашинского района, рабочий поселок Пильна Пильнинского района, город Сергач Сергачского района, рабочий поселок Сокольское Сокольского района" (приложение 5, приложение 6) в той мере, в какой при утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки не были соблюдены границы муниципального образования городское поселение "город Кстово" Кстовского района Нижегородской области, установленные Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-3.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З (приложение 5, приложение 6) земельные участки с кадастровыми номерами N входят в состав муниципального образования город Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области согласно границы, установленной Законом Нижегородской области от 31.12.2004 года N176-З. Вместе с тем, данные земельные участки в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки включены в состав муниципального образования сельское поселение "Большемокринский сельсовет" Кстовского района Нижегородской области.
В таком случае, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые в части Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат также положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу - пункту 13 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования административных истцов по настоящему административному делу.
Доводы апелляционных жалоб о том, что экспертное заключение содержит противоречия с положениями Закона Нижегородской области N 169-З отклоняются как несостоятельные, поскольку в экспертном заключении учтена информация, содержащаяся в обоих законах Нижегородской области, эксперт провел анализ имеющегося описания границ двух муниципальных образований, наложив это описание на космические исторические снимки данной территории с 05.03.2004 года с привязкой к объектам искусственного и природного происхождения, на которые имеется ссылка в описании.
Выводы эксперта, содержащиеся в экспертном заключении, являются мотивированными, основанными на доказательствах, содержащихся в материалах административного дела и произведенных расчетах, подтверждены пояснениями эксперта в суде.
Граница муниципального образования город Кстово имеет смежную границу с муниципальным образованием сельское поселение Большемокринский сельсовет только в одном отрезке- от точки 33 до точки 30, что и отражено в приложении к Закону Нижегородской области N 169-З. Смежная между двумя муниципальными образованиями граница от точки 33 до точки 30, показанная в схеме в Приложении Закона Нижегородской области N 269-З, представляет собой в карте-схеме в Приложении N 5 Закона Нижегородской области N 176-З границу муниципального образования горд Кстово начиная движение в отрезке между точками 25 и 24 до точки 15. Данный смежный отрезок имеет большую протяженность относительно короткого отрезка от точки 19 до 21 в Приложении N 5, 6 Закона N 176-З.
Указанное выше заключение эксперта оценено судом по правилам ст. 86 КАС РФ, выводы эксперта не опровергнуты, заявители до завершения рассмотрения административного дела о назначении дополнительной или повторной экспертизы ходатайства не заявляли.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрации Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.