Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" Зарипова Асхата Ахметовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка по Караидельскому району Республики Башкортостан от 28 декабря 2020 года, решение судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка по Караидельскому району Республики Башкортостан от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2021 года, общество с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" (далее - общество, ООО Айти Школа "Орбита") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей с конфискацией 2 электромеханических конструкторов "данные изъяты" в доход государства.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" Зарипов Асхат Ахметович просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Основанием привлечения ООО Айти Школа "Орбита" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы, что директор общества Зарипов А.А, зная, что в силу лицензии от 11 декабря 2017 года общество не имеет права осуществлять деятельность по дополнительному образованию детей по адресу: "адрес", преследуя цель извлечения прибыли в пользу возглавляемого им юридического лица 01 сентября 2018 года заключил договор о социальном партнерстве с директором МОБУ "данные изъяты", расположенного по указанному выше адресу, ФИО5, согласно которому общество берет на себя обязательство на основании договора пожертвования оказывать учреждению материальную помощь в размере 10% от общего ежемесячного оборота деятельности общества. 03 сентября 2018 года между ФИО6 и Зариповым А.А. заключен договор пожертвования, на основании которого последний передал названному учреждению два электромеханических конструктора "данные изъяты" стоимостью 13 800 рублей каждый. Взамен директор МОБУ "данные изъяты" предоставил обществу помещение школы для организации платной кружковой деятельности для детей, обучающихся в данной школе, без согласования с собственником имущества - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора Караидельского района Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества от 17 мая 2019 года (т.1 л.д. 2-6); актом проверки от 17 мая 2019 года (т.1 л.д. 7-9); свидетельством о постановке на учет общества в налоговом органе по месту его нахождения от 05 сентября 2016 года (т.1 л.д. 11); уставом ООО Айти Школа "Орбита" от 22 августа 2016 года (т.1 л.д. 13-15); сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (т.1 л.д. 16-17); выпиской из Единого государственного реестра юридических лица ООО АйТи Школа "Орбита" (т.1 л.д. 18-25); экспертным заключением N об определении рыночной стоимости набора электромеханического конструктора "данные изъяты" (т.1 л.д. 26); постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 апреля 2019 года (т.1 л.д.27-29); справкой КУС Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 марта 2019 года об отсутствии у МОБУ "данные изъяты" разрешений на предоставление зданий (помещений) в пользование общества (т.1 л.д. 30); договором N с актом приема-передачи о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 23 марта 2015 года (т.1 л.д.31-36, 37); приказом о назначении ФИО7 на должность директора МОБУ "данные изъяты" (т.1 л.д.38); договором о социальном партнерстве N от 01 сентября 2018 года (т.1 л.д.39-40); договором пожертвования от 03 сентября 2018 года (т.1 л.д.41-42); лицензией N с приложением N от 11 декабря 2017 года, выданной обществу (т.1 л.д.43-45); протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей от 09 апреля 2019 года, в ходе которого осмотрены 2 набора электромеханического конструктора "данные изъяты" (т.1 л.д.50-59); приходным ордером N на приемку материальных ценностей на баланс МОБУ "данные изъяты" от 31 апреля 2019 года, а именно 2 наборов электромеханического конструктора "данные изъяты"
(т.1 л.д.83), а также иными представленными в материалы дела об административном правонарушении доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 апреля 2013 года, сформулирован правовой подход, согласно которому в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением (вопрос 8).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, от имени и в интересах которого была обещана МОБУ "данные изъяты" материальная помощь в размере 10% от общего ежемесячного оборота общества, материальные ценности были приняты этим юридическим лицом, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное ООО Айти Школа "Орбита" деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Довод заявителя жалобы, что в ходе рассмотрения дела установлено, что директор МОБУ "данные изъяты" лично от общества ничего не получал, ему лично также ничего не обещали, отклоняется.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такое понятие, как покушение на правонарушение. В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному статьей 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО Айти Школа "Орбита" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначено ООО Айти Школа "Орбита" в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка по Караидельскому району Республики Башкортостан от 28 декабря 2020 года, решение судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью АйТи Школа "Орбита" Зарипова Асхата Ахметовича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.