Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Максютовой Гульнары Фариховны (далее - должностное лицо ФССП) на вступившее в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2021 г., вынесенное в отношении отдела жилищно-коммунального хозяйства и капительного строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области (далее - Отдел ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области, Администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с не предоставлением жилого помещения оставшейся без попечения родителей Соколовой Ольге Сергеевне,
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица ФССП от 13 октября 2020 г. Отдел ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 24 марта 2021 г. это постановление должностного лица ФССП оставлено без изменения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2021 г. названные акты отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в деянии Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо ФССП просит отменить это решение судьи Оренбургского областного суда, приводя доводы о его незаконности, указанные постановление должностного лица ФССП и решение судьи городского суда оставить без изменения.
Отдел ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области о подаче названной жалобы извещён в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, но в установленный срок возражения на неё в кассационный суд не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы должностного лица ФССП позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на исполнении ФССП России находится исполнительное производство от 22 мая 2020 г. N 26978 / 20 / 56003 - ИП о понуждении Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области обеспечить ФИО7 специализированным благоустроенным жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области. По этому исполнительному производству должностным лицом ФССП 9 июня 2020 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области в размере 50000 руб. Однако, по состоянию на 13 августа 2020 г. требования этого исполнительного документа немедленного характера Отделом ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области в добровольном порядке не исполнены.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением должностного лица ФССП к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области, с чем согласился названный судья городского суда.
Обжалуемым решением судьи Оренбургского областного суда названные акты отменены, производство по делу в отношении Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Однако, признать это обжалуемое решение судьи Оренбургского областного суда законным и обоснованным не представляется возможным по следующим основаниям.
Как видно из содержания отменённых этим судьёй актов, они приняты в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, после установления всех юридически значимых обстоятельств его совершения, предусмотренных статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области названные должностное лицо ФССП и судья городского суда правильно квалифицировали по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные должностное лицо отдела ФССП и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что указанной Администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, препятствующих отделу ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области исполнению вышеназванного исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, согласно содержанию материалов настоящего дела не имеется.
При этом недостаточное и несвоевременное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность этой Администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы должностного лица ФССП нашли своё подтверждение в доказательствах, имеющихся в материалах дела и исследованных названным судьёй городского суда, с чем следует согласиться.
Порядок и срок давности привлечения Администрации - Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области к административной ответственности названным должностным лицом ФССП и судьёй городского суда соблюдены.
В связи с этим сделать вывод о том, что судья Оренбургского областного суда обоснованно отменил вышеназванные постановление должностного лица ФССП, решение судьи городского суда и прекратил производство по данному делу в связи с отсутствием в рассматриваемом деянии Администрации состава административного правонарушения не представляется возможным. Вывод судьи Оренбургского областного суда в обжалуемом решении о невозможности Администрации своевременно предоставить жилое помещение оставшейся без попечения родителей Соколовой О.С, 1993 года рождения, является ошибочным, так как 12 августа 2020 г. - начало добровольного исполнения должником - Администрацией судебного решения о предоставлении жилого помещения Соколовой О.С. не соответствует решению Гайского городского суда от 16 марта 2020 г, вступившему в законную силу 17 апреля 2020 г, о незамедлительности этого предоставления жилья и противоречит обязанности названной Администрации предоставить Соколовой О.С, указанное жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", без какого - либо судебного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Как видно из обжалуемого решения судьи Оренбургского областного суда, эти требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названным судьёй областного суда не выполнены. Такое апелляционное рассмотрение данного дела противоречит положениям статьи 24.1 КоАП РФ о том, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Указанное нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное судьёй Оренбургского областного суда является существенным и не может быть восполнено судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области к административной ответственности за инкриминируемое административное правонарушение на момент рассмотрения дела Шестым кассационным судом общей юрисдикции не истёк.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт судьи Оренбургского областного суда не может быть признан законным и на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит отмене, а данное дело - направлению на новое рассмотрение в этот же областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье Оренбургского областного суда следует учесть всё вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу должностного лица ФССП в части требования об оставлении без изменения постановления должностного лица ФССП и решения судьи городского суда по этому делу следует оставить без рассмотрения по существу, так как вышеназванные доводы её жалобы должны являться предметом проверки судьёй Оренбургского областного суда при рассмотрении жалобы исполняющего обязанности начальника Отдела ЖКХ и КС Гайского городского округа Оренбургской области в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Максютовой Гульнары Фариховны удовлетворить частично.
Решение судьи Оренбургского областного суда от 28 апреля 2021 г, вынесенное в отношении Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с не предоставлением жилого помещения оставшейся без попечения родителей Соколовой Ольге Сергеевне, отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд.
Жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Максютовой Гульнары Фариховны в части требования об оставлении без изменения её постановления от 13 октября 2020 г. и решения судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 24 марта 2021 г. по этому делу оставить без рассмотрения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.