Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Белова В.И. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 29 апреля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года по административному делу N 2а-6330/2020 по административному исковому заявлению Султанова А.М, Сушковой В.Г, Абдуллиной А.М. об оспаривании отказа в обустройстве дороги от 24 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административных истцов Котанджяна А.Л, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы, являясь собственниками земельных участков и расположенных на них жилых домов по адресу: "адрес", обратились в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) с заявлением об обустройстве подъездных путей к их жилым домам (л.д. 14-18).
24 апреля 2020 года Исполнительным комитетом отказано в обустройстве подъездных путей, поскольку указанная дорога относится к категории грунтовых дорог низшего типа, капитальный ремонт которой не предусмотрен (далее - отказ от 24 апреля 2020 года, л.д. 19).
Не согласившись с указанным отказом, административные истцы оспорили его в судебном порядке.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 15 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет просит об отмене апелляционного определения, приводя доводы аналогичные отказу
от 24 апреля 2020 года об отсутствии обязанности по обустройству подъездных путей к жилым домам, а также об отсутствии соответствующего финансирования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного Закона определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6, пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона
N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Закона
N 257-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложена на административного ответчика, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Ссылка автора кассационной жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009
года N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", а также Приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" подлежит отклонению, поскольку указанные нормативные правовые акты не предусматривают такого понятия, как "грунтовая дорога низшего типа", в связи с чем не подлежат применению по настоящему административному делу.
Другие доводы кассационной жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления финансирования на осуществление дорожной деятельности являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
9 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.