Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Белова В.И, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 мая 2021 года кассационную жалобу Овечкина А.Г. на решение Слободского районного суда Кировской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 30 марта 2021 года по делу N 2-17/2021 по административному исковому заявлению Овечкина А.Г. к администрации города Слободского Кировской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Овечкин А.Г. обратился в суд административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации города Слободского.
В обоснование требований Овечкин А.Г. указал, что его сын Вычегжанин С.А. проживает в Первомайском микрорайоне города Слободского и обучается в школе N 14 города Слободского, находящейся в 8 км. от места жительства. Ранее Первомайский микрорайон являлся посёлком и на его территории находилась школа N 10. После того как посёлок Первомайский вошёл в состав городского округа "муниципальное образование город Слободской", школа N 10 была реорганизована путём присоединения к ближайшей школе - школе N 14 города Слободского, после чего образовательный процесс в здании школы N 10 (корпус 3 школы N 14) прекращён. В настоящее время ученики 1 - 4 классов, проживающие на территории Первомайского микрорайона доставляются к месту учебы в школу N 14 школьным автобусом, ученики с 5 класса и выше, в том числе и его сын, добираются до школы на рейсовых автобусах за свой счёт. Считает, что администрация города Слободского Кировской области должна организовать бесплатную доставку его сына от места жительства до школы N 14 города Слободского и обратно, либо организовать общедоступное образование на территории Первомайского микрорайона города Слободского, так как государством гарантируется получение бесплатного и общедоступного образования, при этом каждый ученик, независимо от дохода его родителей, без ущерба для семейного бюджета должен иметь возможность получить образование. Оплата стоимости проезда ребенка до школы и обратно в потребительскую корзину не включена. Считает, что школа должна находиться либо в шаговой доступности от места жительства обучающихся, либо учредителями должны приниматься меры к бесплатному доставлению обучающихся к месту учёбы.
Уточнив требования, Овечкин А.Г. просил обязать администрацию города Слободского Кировской области организовать бесплатное и общедоступное основное общее образование на территории Первомайского микрорайона, а до этого организовать бесплатную доставку сына до МКОУ СОШ N 14 и обратно.
Решением Слободского районного суда Кировской области от
29 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 30 марта 2021 года, административное исковое заявление Овечкина А.Г. к администрации города Слободского Кировской области об оспаривании бездействия оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Овечкин А.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы привёл доводы, аналогичные изложенным в иске, относительно нарушения прав его сына на получение бесплатного образования при соблюдении гарантий территориальной доступности к учебному учреждению, которые должны располагаться в территориальной доступности для учащихся.
Представитель администрации города Слободского Кировской области направил в суд кассационной инстанции письменные возражения, где просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Пункт 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Статьёй 34 Закона об образовании для обучающихся гарантируются меры социальной поддержки и стимулирования в виде транспортного обеспечения и иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Судами установлено, что в Уставе муниципального образования "город Слободской", принятом Слободской городской Думой от 28 июня 2005 года N 57/597, закреплено включение микрорайона Первомайский в территорию города Слободского.
Здание МОУ СОШ N 10 расположено по адресу: "адрес" (микрорайон Первомайский). Здание МКОУ СОШ N 14 расположено по адресу: "адрес".
Учредителем МКОУ СОШ N 14 и МОУ СОШ N 10 является администрация муниципального образования город Слободской Кировской области.
Решением Слободской городской Думы от 20 мая 2009 года N 57/580 "О даче согласия на реорганизацию муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 10 города Слободского Кировской области" осуществлена реорганизация МОУ СОШ N 10 города Слободского Кировской области, расположенной по адресу: "адрес", путём присоединения к МКОУ СОШ N 14.
МКОУ СОШ N 14 на основании передаточного акта от 29 июля 2009 года приняло основные средства, материальные запасы и другое, в том числе здание по адресу: "адрес". Образовательный процесс учащихся, проживающих на территории микрорайон Первомайский города Слободского, организован на базе МКОУ СОШ N 14 - ближайшей по доступности от микрорайона Первомайский города Слободского.
Для подвоза обучающихся 1 - 4 классов открыт регулярный маршрут школьного автобуса общей протяженностью 12 км. Обучающиеся в 5 - 11 классах МОУ СОШ N 14 добираются до места учёбы самостоятельно. Транспортное сообщение обеспечивается автобусами городских маршрутов, в том числе маршрутом N 3, протяженностью от конечной остановки в микрорайоне Первомайский до остановки "ул. Октябрьская" около 8 км, при продолжительности в пути 15 минут, с интервалом следования 15 минут.
Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2014 года N 19/273 "О льготном проезде граждан, проживающих на территории Кировской области" установлено, что граждане со среднедушевым доходом семьи не более 1, 5 величины прожиточного минимума на душу населения имеют право на получение меры социальной поддержки в виде снижения стоимости проезда на 5 руб. от установленного тарифа для обучающихся 5-11 классов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Овечкиным А.Г. требований, судом принято во внимание, что прежнее здание МОУ СОШ N 10 в настоящее время не пригодно для дальнейшей эксплуатации. Ребёнок заявителя имеет возможность получить доступное бесплатное основное общее образование. При этом территория микрорайона Первомайский не обладает статусом населенного пункта, является частью городского поселения города Слободского. Наличие маршрута школьного автобуса для учеников 1 - 4 классов, а также регулярного общественного транспорта на территории городского поселения и наличие меры социальной поддержки при проезде на общественном транспорте для учеников 5-11 классов является реализацией права на доступное транспортное обеспечение.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что обязанность по решению вопросов местного значения в сфере образования органом местного самоуправления городского округа по предоставлению общедоступного и бесплатного основного общего образования исполнена.
Такой вывод подтверждён установленными судом обстоятельствами.
Также судебные инстанции пришли к выводу, что действующее законодательство не возлагает на администрацию города Слободского Кировской области обязанность по бесплатной доставке ребёнка Овечкина А.Г. до образовательного учреждения и обратно.
Данный вывод в полной мере согласуется с положениями приведённой выше статьи 40 Закона об образовании, согласно которым организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку отсутствует совокупность названных двух условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, требования административного истца обоснованно оставлены без удовлетворения.
Оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слободского районного суда Кировской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 30 марта 2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Овечкина А.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.