Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 июня 2021 года кассационную жалобу Абдуллаева С.Ж. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года по административному делу N 2а-4320/2020 по административному исковому заявлению Абдуллаева С.Ж. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации от 13 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Абдуллаева С.Ж. адвоката Хисамова Р.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года, административное исковое заявление Абдуллаева С.Ж. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации от 13 января 2020 года оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Абдуллаев С.Ж. в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, указывая, что данные акты являются незаконными и необоснованными, поскольку судебные инстанции не учли обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а ограничились формальным установлением фактов привлечения административного истца к административной ответственности, в связи с чем оспариваемое решение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 13 января 2020 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию свидетельствует о чрезмерном ограничении права на уважение частной жизни и несоразмерности тяжести совершенных административных проступков.
Участвующие в деле лица извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены.
В соответствии с абзацем 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 11 части 1 статьи 27 Закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Судами установлено, что 13 января 2020 года Министерством внутренних дел по Республике Татарстан постановлено решение о неразрешении гражданину Республики Узбекистан Абдуллаеву С.Ж. въезда на территорию Российской Федерации сроком на 5 лет. Решение вынесено на основании подпункта 11 части 1 статьи 27 Закона N 114-ФЗ в связи с тем, что в течение одного года в отношении иностранного гражданина вынесено два постановления по делу об административном правонарушении.
Так, 4 сентября 2019 года Абдуллаев С.Ж. привлечён к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с несоответствием заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации или роду занятий.
4 сентября 2019 года Абдуллаев С.Ж. привлечён к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что имело место неоднократное привлечение Абдуллаева С.Ж. к административной ответственности. Права административного истца на семейную жизнь не нарушены, поскольку брак заключен после принятия оспариваемого решения.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что решение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 13 января 2020 года о неразрешении Абдуллаеву С.Ж. въезда на территорию Российской Федерации принято административным ответчиком в соответствии с представленными ему полномочиями и отвечает требованиям, предъявляемым законом.
Кроме того, судебные инстанции приняли во внимание, что административным истцом пропущен срок обращения в суд.
С данными выводами нельзя согласиться.
Судебными инстанциями сделан необоснованный вывод о неоднократном в течение одного года привлечении Абдуллаева С.Ж. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан и порядка осуществления им трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Абдуллаев С.Ж. привлечён к ответственности в связи с выявлением 3 сентября 2019 года в 17.00 по адресу: "адрес" того обстоятельства, что административный истец с марта 2019 года осуществлял трудовую деятельность в качестве арт-директора ресторана "Extra lounge" без разрешения на работу или патента при том, что въехал в Российскую Федерацию с целью обучения.
Таким образом, в данном случает административный истец привлечён к ответственности за совершение двух административных правонарушений, охватывающих одно событие.
По смыслу подпункта 11 части 1 статьи 27 Закона N 114-ФЗ неоднократным привлечением к ответственности является повторное привлечение к ответственности за совершение административного правонарушения после привлечения за ранее совершенное правонарушение, а не единовременное привлечение за два и более правонарушений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М.Цуркана" уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе, и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
В той связи вывод о неоднократном привлечении Абдуллаев С.Ж. к административной ответственности за совершение административных правонарушений нельзя признать обоснованным, соответственно, оспариваемое решение принято без соблюдения требований закона.
Вывод о пропуске срока обращения в суд также является несостоятельным.
Статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Положениями пункта 2 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность подтверждения наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
В подтверждение наличия уважительных причин пропуска установленного законом срока обращения в суд Абдуллаев С.Ж. ссылался на то, что письмом от 7 февраля 2020 года Министерство внутренних дел по Республике Татарстан сообщило об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию с 6 февраля 2020 года. Позднее, в письме от 13 апреля 2020 года, административный ответчик вновь ссылался на решение от 13 января 2020 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, признавая его действующим. В суд с настоящим административным иском Абдуллаев С.Ж. обратился 18 июля 2020 года. При этом названные правоотношения носят длящийся характер, что не позволяет сделать вывод о пропуске установленного законом срока обращения в суд.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельства оспариваемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованным, в связи с чем они подлежат отмене.
Поскольку все значимые по делу обстоятельства установлены, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, не передавая дело на повторное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение:
"Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 13 января 2020 года о неразрешении Абдуллаеву С.Ж. въезда на территорию Российской Федерации".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 12 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.