Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Абаева А. А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года, определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года, определение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2020 года, вынесенные в отношении Абаева А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года Абаев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Данное постановление обжаловано защитником Абаева А.А. Сосналиевым А.А. в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока его обжалования
Определением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2020 года в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования отказано.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Абаев А.А. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года, определения судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года, определения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2020 года, вынесенных в отношении него, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения (пункт 11.1 Правил дорожного движения).
В соответствии с пунктом 9.1(1) Правил дорожного движения на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Линия горизонтальной разметки 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен. Правилами дорожного движения установлен запрет на ее пересечение.
Должностным лицом ГИБДД и мировым судьей установлено, что 01 марта 2020 года в 14 часов 15 минут, водитель Абаев А.А, управляя транспортным средством марки Toyota Land Cruiser, государственный регистрационный знак N, "адрес"", в нарушение требований пунктов 1.3, 9.1(1), 9.2 Правил дорожного движения и дорожной разметки 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения, выполняя обгон, совершил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, повторно.
Вывод мирового судьи о виновности Абаева А.А. в совершении данного административного правонарушения основан на сведениях, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении от 01 марта 2020 года, схеме места совершения административного правонарушения от 01 марта 2020 года, объяснении Уджуху Н.Ю. от 01 марта 2020 года.
Факт управления транспортным средством привлекаемым к ответственности лицом не оспаривался. Доводы жалоб сводятся к тому, что им при совершении обгона требования Правил дорожного движения не были нарушены.
Материалы дела помимо протокола об административном правонарушении, схемы места совершения административного правонарушения от 01 марта 2020 года, с которыми Абаев А.А. не был согласен никаких доказательств, фиксирующих совершение правонарушения, не содержат. Доказательств, объективно подтверждающих обстоятельства, на основании которых мировым судьей было вынесено оспариваемое постановление, в материалах дела не имеется.
Более того, мировым судьей оставлено без внимания, что объяснение свидетеля Уджуху Н.Ю. не может служить доказательством виновности Абаева А.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения, как не отвечающее требованиям, предъявляемым нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к такого рода доказательствам, так как данному свидетелю, у которого отобрано объяснение, не разъяснены права, предусмотренные статьей 25.6 названного Кодекса, он не предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 указанного Кодекса (л.д. 15).
Следовательно, объяснение Уджуху Н.Ю. подлежит исключению из числа доказательств по делу.
Кроме того в протоколе об административном правонарушении от 01 марта 2020 года Абаевым А.А. собственноручно сделана запись, что права, предусмотренные статей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не разъяснены. Указанный факт мировым судьей оставлен без внимания, сотрудник ГИБДД, составивший данный протокол, в судебное заседание не вызывался и не допрашивался по данному поводу.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в них. В связи с изложенным административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в указанные протоколы.
Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении от 01 марта 2020 года имеется неоговоренное исправление вмененной Абаеву А.А. части статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: изначально указанная часть 4 исправлена на часть 5.
При этом доказательств внесения данного исправления в присутствии Абаева А.А. в материалах дела не имеется.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Изложенным доказательствам и доводам мировым судьей надлежащая оценка не дана. Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года, вынесенное в отношении Абаева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абаева А.А. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Ссылки в настоящей жалобе на необоснованность отказа судьей городского суда в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления мирового судьи, подлежат отклонению.
В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 названного Кодекса, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Как усматривается из материалов дела копия постановления мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года была направлена в адрес названного лица 29 мая 2020 года заказным почтовым отправлением (почтовый идентификатор 80092047021755).
По истечении установленного срока хранения конверт с копией постановления мирового судьи выслан обратно отправителю в связи с истечением срока хранения, 16 июня 2020 года вручено адресату почтальоном.
Между тем жалоба с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления мирового судьи от 26 мая 2020 года подана заявителем посредством почтовой связи 04 июля 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обжалования постановления, судьей городского суда не установлено.
Не согласиться с мотивами, по которым в восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года отказано, оснований не имеется.
В числе изложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции обращает внимание на следующее нарушение.
14 октября 2020 года судьей Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики разрешена жалоба защитника Сосналиева А.А. по существу, законность и обоснованность определения судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года проверены, принято решение об оставлении его без изменения, а жалобы защитника Сосналиева А.А. без удовлетворения
Вместе с тем данный судебный акт судьей Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики принят в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов осуществляется в соответствии с положениями статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанными нормами не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок только для подачи жалобы на не вступившие в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении.
Федеральным законом от 12 ноября 2018 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющую компетенцию судов, рассматривающих жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного военного суда, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда" днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции определено 1 октября 2019 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции", определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению дела об административном правонарушении (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении), вступает в законную силу в порядке, аналогичном порядку вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, протеста (часть 3 статьи 30.9, пункты 2, 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На момент рассмотрения судьей Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики жалобы защитника на определение судьи городского суда пересмотр вступивших в законную силу судебных актов осуществляли суды кассационной инстанции. Таким образом, полномочий на рассмотрение жалобы на определение судьи городского суда от 25 августа 2020 года у судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики не имелось.
При таких обстоятельствах, определение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года подлежит отмене.
Производство по жалобе защитника Абаева А.А. Сосналиева А.А, на определение судьи городского суда, поданной 04 сентября 2020 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики и принятой к производству этого суда определением от 11 сентября 2020 года, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2020 года, вынесенное в отношении Абаева А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Абаева А. А. в этой части - без удовлетворения.
Определение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2020 года отменить.
Производство по жалобе защитника Абаева А.А. Сосналиева А.А. на определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2020 года, поданной 04 сентября 2020 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики и принятой к производству этого суда определением от 11 сентября 2020 года, прекратить.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Лигидов А.Х.
судья городского суда Чинаева Е.А.
судья Верховного Суда КБР Бабугоева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.