Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Братцева Е. А. Аллазова М. А. на вступившие в законную силу постановление судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Братцева Е. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2020 года, Братцев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 10 суток. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с момента фактического задержания Братцева Е.А, то есть с 20 часов 35 минут 16 сентября 2020 года.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Братцева Е.А. Аллазов М.А. выражает несогласие с указанными судебными актами и ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
В соответствии с частью 2 данной статьи те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основанием для привлечения Братцева Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 16 сентября 2020 года о том, что 16 сентября 2020 года в 19 часов 15 минут в районе дома N 6 по ул. Кооперативной в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики, то есть в общественном месте, Братцев Е.А. выражался нецензурной бранью, на требования сотрудников полиции прекратить хулиганские действия не реагировал.
Проверяя указанное выше постановление судьи городского суда о привлечении Братцева Е.А. к административной ответственности на основании части 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики счел доказанным наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
С таким решением судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении мелкого хулиганства, то есть в нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Таким образом, основным объектом данного правонарушения является общественный порядок, то есть установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах.
В основу выводов о виновности Братцева Е.А. судьей Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики положены письменные материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении от 16 сентября 2020 года, рапорта сотрудников полиции от 16 сентября 2020 года, протокол о доставлении Братцева Е.А. от 16 сентября 2020 года, протокол об административном задержании от 16 сентября 2020 года.
Как видно из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении Братцевым Е.А, последовательно отрицалось совершение мелкого хулиганства, выразившегося в нарушении общественного порядка, нецензурной ругани в общественном месте, сопряженным с неподчинением требованию сотрудника полиции прекратить указанные деяния.
В подтверждение этого Братцев Е.А. указывал на то, что 16 сентября 2020 года сотрудниками УЭБ и ПК МВД по Карачаево-Черкесской Республике был доставлен в МВД по Карачаево-Черкесской Республике, после дачи пояснений сотрудники полиции в отношении него составили протокол об административном правонарушении несмотря на то, что за весь период общения с ними он нецензурно не выражался, общественный порядок не нарушал.
Между тем указанные доводы предметом судебной проверки и надлежащей оценки судьи второй инстанции при проверке законности обжалуемого постановления судьи городского суда не являлись, в то время как они заслуживают внимания.
Очевидцы описанных событий ни судьей городского суда, ни судьей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики допрошены не были, несмотря на последовательное отрицание Братцевым Е.А. своей вины в совершении административного правонарушения.
В связи с вышеизложенным в данном случае нельзя сделать однозначный вывод о виновности Братцева Е.А. в совершении мелкого хулиганства, выразившегося в нарушении общественного порядка, нецензурной ругани в общественном месте, сопряженного с неподчинением требованию сотрудника полиции прекратить указанные деяния.
Помимо вышеизложенного, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 16 сентября 2020 года N 09 ВВ N 076099 усматривается, что должностным лицом УЭБ и ПК МВД по Карачаево-Черкесской Республике не были разъяснены Братцеву Е.А. положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации, его подпись в графе о разъяснении, а также запись об отказе названного лица от подписи в протоколе отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что Братцев Е.А. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Изложенным нарушениям судебными инстанциями надлежащая оценка не дана. Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Братцева Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Братцева Е.А. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Братцева Е. А. Аллазова М. А. удовлетворить.
Постановление судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Братцева Е. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Шукуров Н.И.
судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Аслануков А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.