Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания Гадзиева А.К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, от 14 декабря 2020 года, определение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, от 14 декабря 2020 года, администрация местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания (далее по тексту - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник администрации обратился с жалобой на указанное постановление в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 03 марта 2021 года указанная жалоба на постановление мирового судьи возвращена ввиду отсутствия в ней данных, необходимых для решения вопросов, указанных в статье 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрения жалобы.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Гадзиев А.К. выражает несогласие судебными актами, вынесенными в отношении администрации по делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения 15 октября 2020 года выездной проверки должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания выявлено, что администрация в установленный срок не выполнила предписание врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания от 14 сентября 2020 года N 248 об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно, требований пункта 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 об установлении ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на пересечении улиц Маркуса и Чкалова г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания.
По данному факту 15 октября 2020 года должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем состоявшийся по делу судебный акт мирового судьи законным признать нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 15 октября 2020 года в 10.40 часов в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом сведений об извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Извещение должностного лица ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания от 12 октября 2020 года (л.д. 10), обоснованным признать нельзя.
Этим извещением администрация вызывалась на 15 октября 2020 года к 10.00 часам по адресу: г. Владикавказ, ул. Гвардейская, 40, каб.6, для проведения проверки исполнения предписания, а в случае его неисполнения - для составления протокола об административном правонарушении.
При этом информации о месте и времени составления протокола об административном правонарушении данное извещение не содержит, при проведении проверки законный представитель администрации или ее защитник не присутствовали, а протокол составлен 15 октября 2020 года по адресу: ул. Маркуса, 70 г. Владикавказа.
Данные, позволяющие сделать вывод о том, что законный представитель администрации был уведомлен о необходимости явиться для составления протокола в указанное время по указанному месту его составления, отсутствуют. Кроме того, в материалах дела сведений о вручении или направлении указанного извещения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не содержится.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отношении администрации в отсутствие ее законного представителя с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Изложенное мировым судьей оставлено без внимания, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Кроме того, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей должным образом не проверена законность предписания N 248 от 14 сентября 2020 года, выданного временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания об устранении нарушения законодательства безопасности дорожного движения, несмотря на то, что диспозиция части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве объективной стороны состава административного правонарушения невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Однако в судебном акте мирового судьи отсутствуют какие-либо суждения относительно законности внесенного должностным лицом предписания, также отсутствуют данные о его вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу, что является существенным обстоятельством для установления состава вмененного администрации административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в предписании срок выполнения указан не более 30 суток с момента получения предписания.
Ссылки в настоящей жалобе на необоснованность оставления жалобы на постановление мирового судьи судьей районного суда без рассмотрения, подлежат отклонению.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Возвращая жалобу, поданную защитником администрации Гадзиевым А.К. на постановление мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, без рассмотрения, судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания исходил из того, что она подана с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайство о восстановлении этого срока не заявлено.
Данные выводы судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания основаны на материалах дела и сомнений не вызывают.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого судебного акта мировым судьей направлена законному представителю администрации по почте и получена 27 января 2021 года, что подтверждено сопроводительным письмом и уведомлением о вручении почтового отправления (л.д. 42).
Жалоба на указанное постановление мирового судьи защитником в Ленинский районный суд г. г. Владикавказа посредством почтовой связи 11 февраля 2021 года, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока (л.д. 50).
О восстановлении этого срока заявитель не ходатайствовал, о наличии уважительных причин его пропуска не заявлял, в связи с чем судья районного суда определением от 03 марта 2021 года правомерно возвратил жалобу без рассмотрения.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда и принятым им решением не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных обстоятельств и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подача жалобы по истечении установленного срока обжалования при отсутствии ходатайства о его восстановлении является обстоятельством, препятствующим принятию жалобы к рассмотрению и разрешению ее по существу.
Определение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания о возвращении жалоб без рассмотрения является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Пятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы защитника администрации Гадзиева А.К. срок давности привлечения администрации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, от 14 декабря 2020 года, вынесенное в отношении администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Определение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 03 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания Гадзиева А.К. в этой части- без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Бесолова М.Т.
судья районного суда Цаголов З.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.