Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Хамхоева И. Б. на вступившие в законную силу постановление судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении Хамхоева И. Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 03 марта 2021 года, Хамхоев И.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Хамхоев И.Б. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) не может быть организатором публичного мероприятия политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения Хамхоева И.Б. к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что он, являясь координатором (руководителем) Централизованной организации "Духовный центр мусульман", ликвидированной на основании решения судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 сентября 2019 года, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ 21 ноября 2020 года в период времени с 10 часов до 14 часов 30 минут организовал проведение публичного мероприятия в здании "Духовного центра мусульман", расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Нагорная, 10, в котором приняли участие около 60 участников.
Изложенные обстоятельства выявлены должностным лицом полиции при проведении мониторинга социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в результате которого обнаружены опубликованные в данной сети видеоролики.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 09 декабря 2020 года (л.д. 2-5); письмом исполняющего обязанности прокурора Республики Ингушетия от 17 ноября 2020 года в адрес МВД по Республике Ингушетия о продолжении деятельности ликвидированной централизованной религиозной организацией "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" (л.д. 7-8); рапортами сотрудников ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия от 27 ноября 2020 года о проведении проверки по информации из прокуратуры и выявлении признаков административного правонарушения в действиях экс-муфтия Хамхоева И.Б. (л.д. 18-25); фотоснимками из интернет-ресурсов и страниц социальных сетей с текстами публикаций политического характера (л.д. 22-35, 37, 38-59); копией решения судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 сентября 2019 года (л.д. 60-71); видеозаписями из социальной сети (л.д. 72-73); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 06 июля 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершенное Хамхоевым И.Б. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах жалобы Хамхоев И.Б, отрицая совершение им административного правонарушения, утверждает о том, что 21 ноября 2020 года по вышеназванному адресу в мероприятии принимало участие 60 человек, что с учетом норм статьи 3.3 Закона Республики Ингушетия от 07 июля 2005 года N 31-РЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия" допустимо и не образует состава административного правонарушения по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и опровергаются материалами дела
Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
В подпункте 3 статьи 2 Закона Республики Ингушетия от 07 июля 2005 года N 31-РЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия" понятие специально отведенных мест приведено аналогично изложенному в указанной норме Закона о публичных мероприятиях.
В соответствии со статьей 3.3 указанного Закона Республики Ингушетия предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек.
Согласно пункту 1 статьи 3.2 названного Закона Республики Ингушетия специально отведенные места определяет Правительство Республики Ингушетия с учетом положений Федерального закона.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" обращено внимание на то, что согласно приведенным выше положениям части 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях при проведении публичного мероприятия в определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации месте, специально отведенном или приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (специально отведенное место), уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при условии, что количество предполагаемых его участников не превышает установленную законом субъекта Российской Федерации предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется; при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек (публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не требуется).
Из вышеизложенного следует, что проведение публичных мероприятий любой формы (вида) без предварительного уведомления возможно в специально отведенных местах, и если количество участников таких мероприятий не превышает предельной численности лиц, установленной законом субъекта Российской Федерации, которая не может быть менее ста человек.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия N 81 от 22 мая 2015 года утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Республики Ингушетия для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее-Перечень).
Вместе с тем здание "Духовного центра мусульман", находящееся по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Нагорная, 10, в означенный Перечень не включено.
Таким образом, Хамхоев И.Б. осуществил организацию и проведение 21 ноября 2020 года публичного мероприятия в составе участников в количестве 60 человек в месте, не отнесенном в соответствии с законодательством Республики Ингушетия к числу специально отведенных мест, в которых возможно проведение публичных мероприятий без предварительного уведомления органа местного самоуправления.
Более того, решением суда религиозная организация ликвидирована, что запрещает ее бывшим руководителям и лицам, входящим в состав руководящего органа, выступать организаторами публичных мероприятий.
При таких обстоятельствах количество участников публичного мероприятия правового значения для настоящего дела не имеет и на правильность квалификации действий Хамхоева И.Б. по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияет.
Ссылка в жалобе на то, что судьей Магасского районного суда Республики Ингушетия в вынесенных процессуальных документах указана должность "заместитель председателя суда", не влечет отмену судебных актов, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" заместитель (заместители) председателя районного суда осуществляют, в том числе, полномочия судей.
Выводы судебных инстанций о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения сомнений не вызывают, а несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Постановление о привлечении Хамхоева И.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Требование заявителя о взыскании расходов на оплату услуг защитника и компенсации морального вреда состоятельным признать нельзя. Вопреки утверждению заявителя, они не отнесены к издержкам по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не подлежит расширительному толкованию.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении Хамхоева И. Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Хамхоева И. Б. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Панченко Ю.В.
судья Верховного Суда Республики Ингушетия Бойчук С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.