Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2020 г. по административному делу N 2а-353/2020 по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2, администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении в полной мере комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2 (далее также - МКОУ СОШ N 2), администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (далее также - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении в полной мере комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах и возложении обязанности устранить допущенные нарушения и просил суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в необеспечении в полной мере МКОУ СОШ N 2 комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); обязать администрацию в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МКОУ СОШ N 2 на обеспечение ручным металлоискателем, автоматической системой пожаротушения; установку периметрального ограждения на протяжении 661 метра по периметру МКОУ СОШ N 2; приобретение жесткого диска для видеонаблюдения, позволяющего архивирование и хранение данных в течение 30 дней; обязать МКОУ СОШ N 2 в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить образовательное учреждение ручным металлоискателем, автоматической системой пожаротушения, установить периметральное ограждение на протяжении 661 метра, приобрести жесткий диск для видеонаблюдения, позволяющий архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. производство по административному делу в части требований прокурора к МКОУ СОШ N 2 и администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении в полной мере комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить металлоискателем МКОУ СОШ N 2, прекращено ввиду отказа прокурора от заявленных в этой части требований.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2020 г, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 апреля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2021 г, администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам "а, в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов "в, д" пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
Подпунктами "а, г, д" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что предусмотрено пунктом 30 Требований.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ СОШ N 2, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", от 6 марта 2006 г. N35-Ф3 "О противодействии терроризму", а именно: согласно паспорту безопасности МКОУ СОШ N 2, утвержденному 29 ноября 2019 г, объект относится к третьей категории опасности; в нарушение вышеуказанных положений федеральных законов МКОУ СОШ N 2 не обеспечено стационарными или ручными металлоискателями, автоматической системой пожаротушения, не обеспечено периметральным ограждением на протяжении 661 метра по периметру МКОУ СОШ N 2, система видеонаблюдения обеспечивает архивирование и хранение данных в течение 7 суток, а не одного месяца. По результатам проведенной прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края проверки 16 июня 2020 г. директору МКОУ СОШ N 2 внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего безопасные условия несовершеннолетних обучающихся во время образовательного процесса, однако, допущенные нарушения не устранены.
Рассматривая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - учащихся МКОУ СОШ N 2 на образование в безопасных условиях. Таким образом, суд правомерно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.