Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-179/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части постановления от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений представителя административного истца по доверенности ФИО2, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рамазанов К.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" (далее также - Постановление N 10).
В обоснование своих требований указал, что является собственником квартиры N в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", который введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также - региональная программа). В редакции постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в региональную программу на 2014 - 2040 гг, с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017 - 2019 гг, ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонта крыши в 2038 - 2040 гг.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 в региональную программу были внесены изменения, в связи с чем указанный многоквартирный жилой дом был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035 - 2037 гг, внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038 - 2040 гг.
Административный истец полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения перечня таких работ произведены необоснованно, с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г, административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал не действующими Суд признал не действующими со дня принятия столбцы 8, 14 и 15 строки 1196 подраздела "город Каспийск" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N, в части: исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента из планового периода 2017 - 2019 гг. (столбец 8); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035 - 2037 гг. (столбец 14); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038 - 2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта; опубликовать сообщение о принятии решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда".
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 апреля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2021 г, Правительство Республики Дагестан просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов представителем административного истца по доверенности Увайсовым З.Б. поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений представителя административного истца по доверенности Увайсова З.Б, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды обоснованно исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований к форме, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Как установили суды и следует из материалов административного дела, Рамазанов К.М. является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N программа капитального ремонта изложена в новой редакции, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в региональную программу с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017 - 2019 гг, а также ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонт крыши в 2038 - 2040 гг, позиция 1019 приложения к региональной программе "Перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в "адрес" на 2014 - 2040 годы" (далее - Перечень).
Оспариваемым в рамках настоящего административного дела постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 в региональную программу внесены изменения, согласно которым многоквартирный жилой дом N по ул. "адрес" в "адрес" был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035 - 2037 гг, внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038 - 2040 гг. (позиция 1196 Перечня).
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 был сокращен объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N по ул. "адрес" в "адрес" и увеличен срок проведения таких работ. Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого Постановления N 10, сократившего объем и увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка, предусмотренного положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем обоснованно согласилась судебная коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее также - Закон N 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Частью 11 статьи 11 Закона N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 настоящей статьи.
Из смысла положений частей 6 - 10 Закона N 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Как установили суды, собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта. Из материалов дела также следует, что четырехэтажный не оборудованный лифтом многоквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, процент износа его основных конструктивных элементов по состоянию на дату обследования в 2019 году увеличился до "данные изъяты"% по сравнению с состоянием дома на дату обследования в 2016 году при включении в программу капитального ремонта (общий износ дома в 2016 году составлял "данные изъяты"%), что подтверждается представленными в материалы дела формами предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан. В этой связи доводы Правительства Республики Дагестан о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома, обоснованно отклонены судами, поскольку административным ответчиком не доказано наличие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ.
Доводы жалобы Правительства Республики Дагестан о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, также не приняты во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на ином толковании законодательства. При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома, по вышеуказанным основаниям, как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Постановление N 10 в оспариваемой части принято с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.