Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО4
судей Усмановой Г.Ф, ФИО6
с участием прокурора ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Ветеринарии Карачаево-Черкеской Республики, Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики о признании биотермических ям (скотомогильников) государственной собственностью, по кассационной жалобе и.о. председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкеской Республики от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Усмановой Г.Ф, Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Ветеринарии Карачаево-Черкеской Республики, Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики о признании биотермических ям (скотомогильников) государственной собственностью. В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки совместно с сотрудниками ветеринарного надзора выявлено, что в кадастровом квартале 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в 1, 5 км западнее аула Кара-Паго с координатами: 44. N (широта), 41.9390707565593 (долгота) расположена биотермическая яма (скотомогильник) для утилизации отходов, содержание которой, не отвечает требованиям закона, данный скотомогильник является бесхозным. Просил признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на биотермическую яму (скотомогильник), а также обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики выполнить комплекс мер по приведению сооружения в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: огородить территорию забором с устройством вала из грунта, возвести навес над ямой и пристроить помещение для обработки биоматериалов, хранения необходимого инвентаря, спецодежды и инструментов, установить вытяжную трубу.
Решением Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято решение, которым требования прокурора удовлетворены, постановлено: признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную в кадастровом квартале 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в 1, 5 км западнее аула Кара-Паго с координатами: 44. N (широта), 41.9390707565593 (долгота). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник). Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц: огородить территорию биотермической ямы (скотомогильника) глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею, глубиной 0, 8 -1, 4 м и шириной не менее 1, 5 м с устройством вала из вынутого грунта; над ямой на высоте 2, 5 м построить навес длиной 6 метров, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; установить вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м, плотно закрываемую крышку на биотермическую яму (скотомогильник).
В кассационной жалобе и.о. председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился стороны, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно.
В ходатайстве Правительства Карачаево-Черкесской Республики содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, заслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
Суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора.
Суд апелляционной инстанции, проверяя дело, произвел переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных статьей 39 ГПК РФ, ввиду отсутствия сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, отменив решение суда первой инстанции.
Разрешая требования прокурора по существу, оценив совокупность собранных по делу доказательств, с позиции норм статей 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ветеринарии", статей 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку правильно установлено, что биотермическая яма (скотомогильник) является объектом недвижимости, требующим соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, и ввиду того, что данный объект не подлежит приватизации, а осуществление указанных мер является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, объект должны находиться в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, на территории которой расположен, при этом именно Правительство Карачаево-Черкесской Республики обязано осуществить мероприятия по принятию скотомогильника в собственность субъекта, организовать мероприятия по его консервации, а действия по постановке на кадастровый учет и по регистрации права на биотермическую яму (скотомогильник) обязано выполнить Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
При установлении сроков для устранения нарушений в сфере соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения суд апелляционной инстанции правомерно посчитал названные прокурором сроки разумными и достаточными.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не усматривается, всем обстоятельствам и доказательствам по делу суд апелляционной инстанции привел правильную правовую оценку.
Нормы материального права судом апелляционной инстанции применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Переоценка обстоятельств и доказательств по делу в суде кассационной инстанции не допускается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкеской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО4
Судьи Г.Ф. Усманова
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.