Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" Клюевой Ольги Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17 марта 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 14 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" (далее по тексту - ООО "Крытый рынок", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 14 мая 2021 года, ООО "Крытый рынок" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Клюева О.В. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что правообладателем земельного участка, кадастровый номер N, является ООО "Крытый рынок". Оно же является собственником части нежилых помещений, расположенных на 1-м этаже здания - объекта культурного наследия федерального значения "Здание Крытого рынка, 1910-1915 гг, арх. В.А. Люкшин", расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59.
Указанное нежилое помещение согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список выявленных объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно решению исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 16 января 1986 года N18 "Об утверждении дополнительного перечня памятников истории и культуры г. Саратова, подлежащих государственному учету", расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д.64 здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года N670-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало ХХ в." (г.Саратов, ул.Сакко и Ванцетти 64) утверждены зоны охраны, утвержден режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия; при этом запрещено, в том числе, размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, запрет или ограничение на размещение временных построек и объектов.
В связи с указанными обстоятельствами на земельный участок с кадастровым номером N в ЕГРН внесены сведения об ограничениях на объект недвижимости, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Отделом по контролю и надзору Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области 21 октября 2020 года в 17 часов 00 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению установлено, что в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало ХХ в." произведены работы по размещению объектов некапитального строительства (торговые павильоны, киоски, ларьки) со стороны фасада выходящего на территорию сквера пл. Кирова. Возведение объектов торговли осуществляется на территории земельного участка с кадастровым номером N, правообладателем которого является ООО "Крытый рынок".
Должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании акта от 21 октября 2020 года в адрес ООО "Крытый рынок" было вынесено предписание N18/23 от 27 ноября 2020 года, согласно которому Обществу предписывалось в срок до 31 декабря 2020 года устранить причины и факторы, способствующие нарушениям обязательных требований органов государственного контроля (надзора), а именно: принять меры по недопущению нарушения правого режима границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека нач. ХХв.", расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д.64, и провести работы по демонтажу павильонов (ларьков, киосков), расположенных на земельном участке с кадастровым номером N со стороны фасада, выходящего на территорию сквера пл.Кирова.
12 января 2021 года Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании задания было проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, по итогам которого составлен акт от 12 января 2021 года, подтверждающий факт неисполнения ООО "Крытый рынок" предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15 февраля 2021 года консультантом отдела государственного надзора и контроля Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 1, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи районного суда Общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения. Вышестоящая судебная инстанция с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласилась.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2021 года N1 (л.д. 8-13); предписанием Управления от 27 ноября 2020 года N 18/23 (л.д.30-31); заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению N 2 от 11 января 2021 года (л.д.28); актом проверки исполнения предписания от 12 января 2021 года с фототаблицей (л.д.19-27); заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению N 37 от 20 октября 2020 года (л.д.44); актом осмотра объекта культурного наследия и земельных участков охранных зон объектов от 21 октября 2020 года (л.д.41-43); предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от 23 октября 2020 года (л.д.34); выпиской из ЕГРН (л.д.36-38) и иными собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) предусматривает установление зон охраны объекта культурного наследия (статья 34).
Согласно пункту 2 статьи 34 названного Федерального закона охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 названного Федерального закона).
Правительство Российской Федерации постановлением от 12 сентября 2015 года N 972 утвердило Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение)
В силу пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит павильоны (ларьков, киосков) к объектам некапитального строительства.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, предусматривает ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему выполнению предписания должностного лица Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области об устранении нарушений в установленный срок и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что предписание должностного лица Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Невыполнение Обществом в установленный срок предписания установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении. Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебным актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.
Порядок и срок привлечения ООО "Крытый рынок" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17 марта 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 14 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" - Клюевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.