Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" Клюевой Ольги Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" (далее по тексту - ООО "Крытый рынок", Общество), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2021 года, ООО "Крытый рынок" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Клюева О.В. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Как следует из материалов дела собственником части нежилых помещений, расположенных на 1-м этаже здания - объекта культурного наследия федерального значения "Здание Крытого рынка, 1910-1915 гг, арх. В.А. Люкшин", расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, является ООО "Крытый рынок".
Указанное нежилое помещение "Здание Крытого рынка, 1910-1915 гг, арх. В.А. Люкшин" согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список выявленных объектов культурного наследия федерального значения. ООО "Крытый рынок" выдано охранное обязательство от 19 сентября 1997 года.
Отделом по контролю и надзору Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 7 июля 2020 года в 14 часов 00 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению установлено, что визуальный облик здания объекта культурного наследия федерального значения "Здание Крытого рынка, 1910-1915 г.г, арх. В.А. Люкшин" по улице Чапаева дом N 59 изменен, а именно: произведены работы по размещению объекта некапитального строительства (торговый павильон со стороны улицы Чапаева/улицы Василия Люкшина). Данные работы являются несанкционированными. Разрешение и согласование на производство работ Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области собственникам нежилых помещений указанного здания, в том числе ООО "Крытый рынок", не выдавались.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Крытый рынок" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения Общества к административной ответственности согласно названной норме.
Установленные должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, составившим протокол об административном правонарушении, и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией охранного обязательства (л.д.3-6 т.1), ответом комитета по архитектуре МО "Город Саратов" (л.д.12 т.1), выпиской из ЕГРН (л.д.14-19, 31-33, 52 т.1), копией предписания от 12 октября 2020 года (л.д.27 т.1), актом осмотра (л.д.29 т.1), протоколом об административном правонарушении (л.д. 36-37 т.1), актом осмотра с фототаблицей (л.д.40-47 т.1), копией задания на проведение мероприятий по контролю (л.49 т.1), паспортом объекта культурного наследия (л.д.56-61 т.1), копией приказа об утверждении границ территории (л.д. 62-67 т.1) и другими доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО "Крытый рынок" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется; положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки суждениям подателя жалобы, не нарушены.
Вопреки доводам жалобы протокол по делу об административном правонарушении от 6 ноября 2020 года составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в нем указано, в том числе, время совершения административного правонарушения - день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 22 июня 2002 года N 73-ФЗ (действовавшим на период выявленного правонарушения) проведено должностными лицами Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании задания заместителя начальника этого органа охраны объектов культурного наследия от 6 июля 2020 года N 17 (л.д.49).
Выдача означенного задания по указанному основанию согласуется с положениями пункта 2 Порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, утвержденного приказом Управления от 10 ноября 2015 года N 30/1, в соответствии с которым основанием для оформления задания на проведение мероприятий по контролю может являться информация о фактах, свидетельствующих о нарушении требований, установленных законодательством в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Результатом осуществления мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в рамках Федерального закона от 22 июня 2002 года N 73-ФЗ является соответствующий акт осмотра выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, данное проверочное мероприятие не имеет отношения к проверкам, проводимым в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку нарушения законодательства о сохранении памятников истории и культуры выявлены должностном лицом в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Довод жалобы о ненадлежащем уведомлении Общества о составлении протокола об административном правонарушении подлежит отклонению.
Уведомление от 12 октября 2020 года о составлении протокола было направлено Обществу 14 октября 2020 года и вручено 19 октября 2020 года (л.д.38, 176-177). Предписание от 12 октября 2020 года (о вручении которого указывает в жалобе защитник) направлено на имя генерального директора общества иным почтовым отправлением и вручено также 19 октября 2020 года (л.д.27, 28, 181).
Вопреки доводам жалобы об отсутствии доказательств виновности Общества во вменяемом правонарушении, на момент проведения 7 июля 2020 года мероприятий по контролю выявлен факт размещения объекта некапитального строительства (павильона со стороны улицы Чапаева/улицы Василия Люкшина).
29 октября 2020 года в адрес Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от представителя Общества поступило уведомление об исполнении выданного ранее предписания от 12 октября 2020 года о демонтаже указанного павильона.
При установленных обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Общество, будучи собственником доли нежилого здания, является лицом, которым допущено размещение объекта некапитального строительства в пределах объекта культурного наследия и в отсутствие разрешения на его размещение.
Доводы жалобы о том, что Общество является совладельцем нежилого здания, не влекут освобождение его от административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Постановление о привлечении ООО "Крытый рынок" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Клюевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.