Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лазарева Е.И. на решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лазарева А.Н. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лазарев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 от 24 июля 2020 года N 10 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 Лазарева Е.И.".
Требования мотивированы тем, что окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 31 решением от 24 июля 2020 года N 10 зарегистрировала Лазарева Е.И. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31.
Административный истец полагая, что данное решение принято с нарушением действующего законодательства, просил отменить его по следующим основаниям.
Окружная избирательная комиссия N 31 в результате проверки подписей избирателей признала недостоверными и недействительными 7 подписей избирателей.
Между тем, по мнению заявителя, имеются основания для признания недействительными и иных подписей избирателей в представленных кандидатом Лазаревым Е.И. подписных листах.
Действительными и достоверными окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 31 должна была признать 127 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 31 на выборах депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода седьмого созыва.
Как указал административный истец, незаконная регистрация Лазарева Е.И. нарушает один из основополагающих принципов избирательного права, а именно принцип равенства кандидатов, предусмотренный статьями 5 и 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), поскольку регистрация кандидатов, не выполнивших требования закона в равной степени для всех кандидатов, создает преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Административный истец полагал, что у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 не имелось законных оснований для принятия решения о регистрации Лазарева Е.И. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 в силу положений пункта 7 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3 и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 января 2021 года, административное исковое заявление Лазарева А.Н. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 от 24 июля 2020 года N 10 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 Лазарева Е.И." - удовлетворено.
Признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 от 24 июля 2020 года N 10 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 Лазарева Е.И.".
Указано окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 о необходимости сообщить об исполнении решения административному истцу Лазареву А.Н, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 26 апреля 2021 года Лазаревым Е.И, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, прекращении производства по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судах первой и апелляционной инстанции и указывают на то, что судом первой инстанции дополнение к административному иску принято за пределами 10-дневного срока, срок не подлежит восстановлению; предоставленные подписи соответствуют требованиям закона, отсутствие реквизитов адреса, не препятствующих их однозначному восприятию, не свидетельствует об их недействительности; Лазарев Е.И. просит прекратить производство по настоящему делу по тем основаниям, что административный истец Лазарев ФИО13 утратил статус кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 и не относится к лицам, имеющим право заявлять требования об отмене регистрации кандидата.
От прокуратуры города Нижнего Новгорода поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 148 "О назначении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва" выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 20 апреля 2016 года N 89 (ред. от 23 июня 2020 года) "О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород" сформирована избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 05 июля 2020 года N 282 "О формировании окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва" сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов на период подготовки и проведения выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 18 июня 2020 года N 265 "О перечне окружных избирательных комиссий но выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам" утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, согласно приложению к настоящему решению.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 05 июля 2020 года N 283 "О назначении председателей окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года" председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 назначен Рысин М.Н..
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 26 июля 2020 года N 269 "О числе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам" установлено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва и максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию: по одномандатному избирательному округу N 31 с численностью избирателей 30371 на 01 января 2020 года необходимое количество для регистрации кандидата количество подписей (0, 5% от числа зарегистрированных избирателей) - 152; максимальное количество подписей (не может превышать необходимое для регистрации количество подписей не более чем на 10%) -167.
Решением от 10 июля 2020 года N 7 окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 31 сформирована рабочая группа по проверке достоверности сведений по подписным листам кандидатов депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва одномандатному избирательному округу N 31.
09 июля 2020 года Лазарев Е.И. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 31 заявление документы для выдвижения и регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
16 июля 2020 года кандидат Лазарев Е.И. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 31 подписные листы с подписями избирателе собранных в поддержку кандидата.
21 июля 2020 года рабочей группой, сформированной из членов окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 правом решающего голоса, проведена проверка подписных листов, представленных Лазаревым Е.И. По результатам проверки составлена ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол, подписанный руководителем и членами рабочей группы.
Кроме того, к участию в проверке подписных листов Лазарева Е.И... соответствии с частью 4 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3 привлекался эксперт - почерков Каштанов Г.А. (старший эксперт отделения по обслуживанию ОП Экспертно-криминалистического отдела УМВД России по г. Нижнему Новгороду).
Копия итогового протокола передана кандидату 22 июля 2020 года в 19 часов 00 минут, о чем указано в итоговом протоколе и имеется подпись кандидата о получении, дата и время его получения.
В соответствии с итоговым протоколом, рабочей группой в рамках проверки подписных листов кандидата Лазарева Е.И, недействительными признано 7 подписей, действительными - 160 подписей из представленных 167 подписей, что на момент принятия обжалуемого решения являлось достаточным количеством для регистрации кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 от 24 июля 2020 года N 10 Лазарев Е.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода седьмого созыва.
При проверке обоснованности исковых требований административного истца - Лазарева А.Н, исследовав материалы дела, подписные листы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3 адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
В листе 80 строка 1 папки 1 указан адрес избирателя как Нижегородская область, Советский район, дер. Новопокровская, ул. Центральная, д. 139.
Суд первой инстанции установил, что в Нижегородской области имеется два населенных пункта с наименованием Новопокровское - в Ветлужском районе и в г. Нижнем Новгороде, что препятствует однозначному восприятию адреса указанного в листе N 80 папки 1, что в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3 свидетельствует о явной недействительности данного подписного листа. Следовательно, подпись избирателя в листе N 80 папки 1 обоснованно признана судом первой инстанции недействительной.
В подписных листах 24, 27, 46, 53 строки 1 папки 1 и листы 4, 17, 18 папки 2 в адресах места жительства избирателей наименование населенного пункта указано как "Н.Новгород", что не препятствует их однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Согласно ответу ГУ МВД от 29 июля 2020 года N 360/15837, сведения, содержащиеся в подписных листах кандидата Лазарева Е.И, были проверены и скорректированы. При проверке ГУ МВД обнаружен ряд несоответствий предоставленных сведений данным ГУ МВД.
Судом первой инстанции в ходе проверки достоверности подписей избирателей установлено, что среди обнаруженных правоохранительными органами несоответствий: 6 несоответствий данных (папка 1 лист 55 строка 1; папка 1 лист 64 строка 1; папка 1 лист 70 строка 1; папка 1 лист 91 строка 1; папка 2 лист 1 строка 1; папка 2 лист 10 строка 1) - явились явной ошибкой ОИК N 31, допущенных при занесении данных об избирателях в таблицу.
Несоответствие данных, установленных судом (папка 1 лист 29, строка 1 в части указанного года рождения избирателя; папка 1 лист 52 строка 1 в части фамилии избирателя; папка 1 лист 58 строка 1 в части фамилии избирателя; папка 1 лист 87 строка 1; папка 2 лист 4 строка 1; папка 2 лист 50 строка 1 в части фамилии избирателя; папка 2 лист 55 строка 1 в части серии паспорта избирателя - признаны судом действительными подписями, поскольку обусловлены небрежностью почерка избирателя, не изменяющего первоначальный смысл записи и не препятствующего однозначному толкованию сведений.
Вместе с тем, при исследовании подписных листов и сведений об избирателях с учетом корректив, внесенных ГУ МВД России по Нижегородской области, суд первой инстанции признал недействительными подписи избирателей в подписных листах в количестве 18 штук в силу пункта 3 части 10 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3.
Также судом первой инстанции установлено, что в подписном листе 44 в папке 2 в строке 1 вместо адреса места жительства избирателя указан адрес его места пребывания - то есть, избиратель не обладает активным избирательным правом по одномандатному избирательному округу N 31 Советского района г. Нижнего Новгорода, что в силу пункта 2 части 10 статьи 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N 108-3, что свидетельствует о недействительности подписи этого избирателя.
Суд первой инстанции установил, что при изучении подписных листов, выявлено 20 подписных листов, содержащих недостоверные данные об избирателях, препятствующие идентификации подписавших их лиц.
Между тем, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 31 произвела регистрацию кандидата в депутаты Лазарева Е.И. без учета имеющихся нарушений, и признала недостоверные подписи избирателей действительными при том, что из представленных кандидатом Лазаревым Е.И. в поддержку своей кандидатуру 167 подписей избирателей, 27 подписей являются недействительными. Действительными и достоверными окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 31 должна была признать только 140 подписей избирателей. Такого количества подписей недостаточно для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 31.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции счел, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что кандидатом Лазаревым Е.И. для его регистрации представлено недостаточное количество достоверных подписей, что является основанием для отказа в его регистрации в качестве кандидата, в связи с чем суд первой инстанции правильно признал незаконным и отменил решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 от 24 июля 2020 года N 10 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31 Лазарева Е.И.".
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Разрешая спор, и признавая требования обоснованными, суды пришли к правильному выводу о том, что при регистрации кандидата Лазарева Е.И. допущены нарушения положений пункта "д" пункта 24 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 31 не было законных оснований для принятия решения о регистрации Лазарева Е.И. качестве кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгород седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, основанные на переоценке доказательств и обстоятельств по делу, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лазарева Е.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.