Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вагайцева В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Вагайцева В.В. к администрации г. Липецка о признании незаконным действий по приобретению в собственность здания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вагайцев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Липецка о признании незаконными действий по приобретению в собственность здания "адрес" "адрес", и отнесению жилого дома к специализированному жилому фонду.
Требования мотивировал тем, что проживает в "адрес" "адрес", который построен и введен в эксплуатацию, как здание общежития и находился в собственности государственного предприятия - автоколонны 1415 транспортного управления. Постановлением администрации г. Липецка от 09 ноября 2018 года N2072 здание общежития "адрес" от МУП "Липецкий пассажирский транспорт" передано в муниципальную казну. Полагая, что новый собственник - администрация г. Липецка при использовании здания приносит вред, поскольку предоставляет жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам, связанным трудовыми отношениями с муниципальными предприятиями, в том числе проживающим в общежитии; в отношении граждан, не имеющих правовых оснований для проживания в общежитии будет рассматриваться вопрос о выселении. В связи с изложенным, Вагайцев В.В. просил прекратить действия по приобретению в собственность здания "адрес" незаконными, работы по отнесению жилого дома в специализированный жилой фонд.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 04 мая 2021 года Вагайцевым В.В, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы повторяют основания административного иска и позицию стороны в судах, оспариваются выводы судов.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 12 марта 2020 года, вступившим в законную силу 15 июня 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований Вагайцева В.В. к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, администрации г. Липецка о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма.
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что "адрес" "адрес" был построен и введен в эксплуатацию как знание общежития и находился в собственности государственного предприятия - автоколонны N 1415 транспортного управления, что подтверждено актом о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, актом государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию общежития.
Согласно архивным данным на базе государственного предприятия - автоколонны N 1415 в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 декабря 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента N 240 от 25 ноября 1991 года "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" было учреждено муниципальное предприятие автоколонна N 1415, что подтверждается уставом муниципального предприятия N 1415 и решением о создании муниципального предприятия на базе структурного подразделения автоколонны N 1415, а также постановлениями главы администрации Октябрьского района г. Липецка от 12 марта 1992 года и от 31 декабря 1992 года.
МУП "Автоколонна N 1415" путем слияния с МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" реорганизовано в МУП "Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие" (МУП "ЛАПТП"), которое, в свою очередь, путем слияния с МУП Городского электротранспорта г. Липецка реорганизовано в МУП "Липецкий пассажирский транспорт" (МУП "Липецкпассажиртранс") с передачей всех прав и обязательств реорганизуемых предприятий, что подтверждается распоряжением главы администрации г. Липецка N 3518-р от 28 июля 2005 года и постановлением администрации г. Липецка N 810 от 06 июля 2011 года.
Постановлением администрации г. Липецка от 09 ноября 2018 года N 2072 здание общежития "адрес" "адрес" от МУП "Липецкий пассажирский транспорт" передано в муниципальную казну, что подтверждается актом приема-передачи от 09 ноября 2018 года.
Согласно выписке из Росреестра от 13 июня 2019 года, здание общежития "адрес" является собственностью городского округа г. Липецка Липецкой области Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически между сторонами сложились правоотношения по договору найма специализированного жилого помещения на период трудовых отношений. Административный истец не приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма по основанию, предусмотренному статьей 7 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189 -ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку административному истцу было предоставлено койко-место в комнате общежития и на момент предоставления спорного жилого помещения собственником определен статус специализированного жилого фонда (общежитие), койко-место в комнате в общежитии предоставлено для временного проживания.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение в силе исходил из того, что Вагайцевым В.В. не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым действием администрации города Липецка по приобретению в собственность здания "адрес".
Ответ от 04 февраля 2020 года департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка об отказе Вагайцеву В.В. в заключении договора социального найма, сам по себе не свидетельствует о нарушении прав административного истца передачей имущества в муниципальную собственность, а лишь разъясняет Вагайцеву В.В. основания для отказа в заключении договора социального найма.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено иное правовое основание для отказа в удовлетворении административного иска - пропуск процессуального срока на обращение с настоящим иском в суд.
Так о приобретении административным округом г. Липецка в собственность многоквартирного жилого "адрес" "адрес" Вагайцеву В.В. стало известно после получения выписки из Росреестра в июне, июле 2019 года.
В суд с административным иском Вагайцев В.В. обратился 03 июля 2020 года, то есть, спустя год.
Административный истец не ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока и не заявлял о наличии уважительных причин такого пропуска.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы и решения судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем суду не предоставлено.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вагайцева В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.