Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тырновой О.А. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Тырновой О.А. к администрации Сергиево-Посадского городского округа о понуждении утвердить схему расположения земельного участка, образуемого в порядке перераспределения земель.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тырнова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Сергиево- Посадского городского округа о понуждении принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1672 кв.м, по адресу: "адрес".
Требования мотивировала тем, что полагает незаконным отказ в перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена площадью 172 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 500 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес". В результате перераспределения должен быть образован земельный участок площадью 1 672 кв.м. с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" из состава земель населенных пунктов.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 апреля 2021 года Тырновой О.А, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы повторяют основания административного иска и позицию стороны в судах первой и апелляционной инстанций, указывая на то, что судами не принято во внимание ранее состоявшееся решение по тем же требованиям, согласно которому административным ответчиком не предоставлены доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования в границах красных линий; строения гаража и бани, на которые указано судами как самовольные строения, являются вспомогательными по отношению к жилому дому и на них не требуется разрешение; заявитель полагает, что образование земельного участка, в основе которого лежит самовольно занятый земельный участок является надлежащим способом оформления прав на земельный участок, в том числе и путем формирования его в рамках процедур, предусмотренных статьей 39.28 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, Тырновой О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:05:0060301:8 площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
11 апреля 2019 года Тырнова О.А. обратилась в администрацию Сергиево- Посадского городского округа с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена площадью 172 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 500 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", "адрес".
По результатам рассмотрения заявления Тырновой О.А. 07 мая 2019 года принято решение об отказе, по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок площадью 1 672 кв.м. расположен в границах красных линий планируемого проезда, а также находится в границах водоохраной зоны.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 декабря 2019 года отказ администрации Сергиево-Посадского городского округа от 07 мая 2019 года N Р001-884863 8077-23263442 признан недействительным, суд обязал администрацию Сергиево-Посадского городского округа повторно рассмотреть заявление Тырновой О.А. о предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности", в удовлетворении исковых требований об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить данное решение в адрес заявителя отказано.
При повторном рассмотрении заявления Тырновой О.А. письмом от 29 января 2020 года администрация Сергиево-Посадского городского округа вновь отказала Тырновой О.А. в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности".
В качестве оснований для повторного отказа указано, что прирезаемый земельный участок расположен в зоне реконструкции автомобильной дороги местного значения; на испрашиваемой территории частично расположен объект капитального строительства, информация о котором отсутствует в заявлении (с указанием кадастрового (условного, инвентарного) номера и адресного ориентира), которую заявитель должен был указать согласно перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1; формирование испрашиваемого земельного участка образует изломанность границ в точках 4, 5, 6, что приводит в дальнейшем к нерациональному использованию земель.
27 мая 2019 года администрацией Сергиево-Посадского муниципального района получен от Тырновой О.А. запрос о предоставлении информации по заявлению.
На данное заявление администрация Сергиево- Посадского муниципального района разъяснила административному истцу о нормах, которые были нарушены при подаче схемы расположения земельного участка в органы местного самоуправления.
Администрацией Сергиево-Посадского городского округа установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен по ул. Кулижки. Данное название улице присвоено на основании постановления главы города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 17 февраля 2009 года N 48-п и внесена в реестр поселения города Сергиев Посад.
В соответствии с фрагментом генерального плана городского поселения Сергиев Посад, утвержденного решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года N 34/05-МЗ, с наложением на него публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок существенно нарушает СП42.13330.2016 по которому ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях должна составлять 15-25 метров, а также противоречит решению Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад N 3-39/277-ГС от 21 апреля 2016 года в котором указано, что ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях принимается от 15 до 25 метров.
Ширина улицы при согласовании представленной схемы расположения земельного участка при перераспределении будет составлять от 10, 13 м. до 11, 35 м.
В соответствии с заключением об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования установлено, что прирезаемый участок частично расположен на автомобильной дороге местного значения, таким образом, он входит в земли общего пользования, и повлечет нарушение норм земельного законодательства. То есть, при согласовании схемы перераспределения земельного участка, которая является основанием для дальнейшего предоставления участка, будет нарушаться СП42.13330.2016 и решение Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад N3-39/277-ГС от 21 апреля 2016 года "О принятии муниципального нормативного правового акта "Местные нормативы градостроительного проектирования городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области", которое обязательно для исполнения на всей территории Сергиево-Посадского района.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11.2, 11.9, 11.10, 39.3, 39.14, 39.15, 60, 85 ЗК РФ, учитывая, что границы испрашиваемого Тырновой О.А. земельного участка расположены за существующей линией застройки (красные линии), которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, а значит, находятся на территории общего пользования, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку самовольное занятие земельного участка в соответствии с действующим законодательством основанием для приобретения прав на него, изменения ранее установленных границ земельных участков в порядке перераспределения земельных участков не является.
Кроме того, суд учитывал, что из представленных в материалы дела схемы расположения земельного участка, заключения кадастрового инженера, выкопировки из публичной кадастровой карты, фотоматериалов, основанием для обращения Тырновой О.А. за перераспределением земельного участка и утверждением схемы послужило возведение истцом частично на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером N частично на землях не разграниченной государственной собственности двух объектов недвижимого имущества - гаража, нежилого здания. Права на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы за Тырновой О.А, сведения об объектах недвижимости не внесены в ЕГРН.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда, как соответствующими фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения сторон, а также, оценив доводы жалобы.
При этом суд апелляционной инстанции указал на несостоятельность довода апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание вступившее в законную силу решения Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Тырновой О.А. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, понуждении принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направлении данного решения в адрес заявителя.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 12 декабря 2019 года частично удовлетворены исковые требования Тырновой О.А.
Решение администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 07 мая 2019 года N Р001-8848638077-23263442 об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности" по заявлению Тырновой О.А. от 11 апреля 2019 года признано незаконным.
Суд обязал администрацию Сергиево-Посадского городского округа повторно рассмотреть заявление Тырновой О.А. о предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Как указал суд в своем решении, документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Следовательно, расположение красных линий и выходов за их пределы может быть установлено только путем исследования проекта планировки территории.
Письмом от 29 января 2020 года исх. N Р001-884863, 8077-23263442 администрация Сергиево-Посадского городского округа обоснованно отказано Тырновой О.А. в предоставлении государственной услуги, с указанием на заключение комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по генеральному плану городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года N 34/05-МЗ.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основанием к отказу в удовлетворении заявления Тырновой О.А. явилось нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне расположения автомобильной дороги местного значения и земель общего пользования. Согласование схемы и предоставление в последующем испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований СП42.13330.2016 и решения Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 21 апреля 2016 года за N 3-39/277-ГС "О принятии муниципального нормативного правового акта "Местные нормативы градостроительного проектирования городского поселения Сергиев Посад Сергиево Посадского муниципального района Московской области".
Согласно положений статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (подпункт 17).
Согласно обстоятельствам дела испрашиваемый земельный участок расположен в зоне реконструкции автомобильных дорог (Генеральный план городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденный решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 23 декабря 2017 года N 34/05-МЗ), формирование испрашиваемого земельного участка образует изломанность границ, что приводит в дальнейшем к нерациональному использованию земель.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и положениям земельного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тырновой О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.