Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ЦСН СР Росгвардии) на решение Щелковского городского суда Московской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Васильева ФИО11, Васильевой ФИО12, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, к ЦСН СР Росгвардии об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллеги по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильев А.Л, Васильева Н.Ю, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным иском к ЦСН СР Росгвардия о признании незаконным и отмене решения от 10 декабря 2019 года об исключении из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований указали, что 26 сентября 2018 года решением жилищно-бытовой комиссии Васильев А.Л, являющийся командиром отделения оперативного взвода 3 оперативной роты ОМОН "Зубр" ЦСН СР Росгвардии (место дислокации: город Щелково Московской области), и члены его семьи супруга Васильева Н.Ю, и двое несовершеннолетних детей приняты на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, поскольку не имеют жилого помещения в населенном пункте по месту дислокации подразделения.
10 декабря 2019 года на основании решения жилищной комиссии ЦСН СР Росгвардии принято оспариваемое распоряжение об исключении Васильева А.Л. и членов его семьи из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Просили обязать Центр специального реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации восстановить Васильева А.Л. с семьей, включая супругу Васильеву Н.Ю, дочь Васильеву М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Васильева И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке лиц на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с момента первоначальной постановки учет.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 ноября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, направленной 29 апреля 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 31 мая 2021 года), ЦСН СР Росгвардии, выражая несогласие с принятыми судебными решениями, просит об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на положения ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что Васильев А.Л. постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", по месту проживания его матери, что свидетельствует о наличии у него права пользования данным жилым помещением и обеспечения жилым помещением.
Кроме того, обращает внимание на то, что с 23 декабря 2020 года Васильев А.Л. расторг брак с Васильевой Н.Ю, в связи с чем исполнить решение суда о ее восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не представляется возможным.
На кассационную жалобу от Васильева А.Л. поступил письменный отзыв, в котором указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии от 26 сентября 2018 года N 58Р, утвержденным распоряжением ЦСН СР Росгвардии от 26 сентября 2018 года, лейтенант полиции Васильев А.Л, занимающий должность командира отделения оперативного взвода 3 оперативной роты ОМОН "Зубр" ЦСН СР Росгвардии (место дислокации: город Щелково Московской области), и члены его семьи, супруга ФИО2, и 2 детей, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приняты на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.
На момент постановки на учет Васильев А.Л. зарегистрирован по месту регистрации (с 1 сентября 2010 года) в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери, Васильевой Т.Н, расположенном по адресу: "адрес".
Васильева Н.Ю. и несовершеннолетние дети зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности отцу Васильевой Н.Ю. - Ефимову Ю.Г.
С целью создания условий для совместного проживания семьи, Васильев А.Л. заключил договор найма жилого помещения (квартиры) от 1 ноября 2019 года, расположенной по адресу: "адрес".
Оспариваемым решением от 10 декабря 2019 года жилищная комиссия ЦСН СР Росгвардии, исключила Васильева А.Л. и членов его семьи из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 11, 18 Методических рекомендаций по организации учета лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы, утвержденных временно исполняющим обязанности директора ФСВНГ Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 1/6938.2 (далее - Методические рекомендации).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, по смыслу ч. 2 названной статьи не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
В соответствии с п. п. 11 и 18 Методических рекомендаций сотрудника, являющегося членом семьи собственника жилого помещения, расположенного в населенном пункте по месту службы, или в близлежащих населенных пунктах независимо от площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего, включать в список не рекомендуется.
Под близлежащими к месту прохождения службы населенными пунктами рекомендуется понимать населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 км. от границ населенного пункта, в котором сотрудник проходит службу - для организаций, за исключением организаций, дислоцированных в городе Москве.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, исходил из того, что какого-либо жилого помещения для проживания по месту дислокации подразделения, где проходил службу административный истец, он и члены его семьи не имели; факт их проживания в квартире матери заявителя не установлен; основания постановки Васильева А.Л. с семьей на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, на момент принятия оспариваемого решения не изменились, в связи с чем указал о наличии оснований для признания его незаконным.
При этом, ссылки административного ответчика на положения п.п. 11 и 18 Методических рекомендаций признаны судам нижестоящих инстанций несостоятельными по тем основаниям, что на момент их принятия (17 июля 2019 года) Васильев А.Л. с членами семьи уже состоял на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении (с 26 сентября 2018 года), а обстоятельства обеспеченности жильем на момент постановки семьи Васильева А.Л. на учет и на момент его снятия с учета остались неизменными.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен, в связи с чем доводы кассационной жалобы о расторжении Васильевым А.Л. брака с Васильевой Н.Ю, имевшего место 23 декабря 2020 года правового значения по делу не имеют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.