Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Мадатовой Д.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) о праве на назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) Кореневой Ж.Н, на решение Ленинского районного суда г.Курска от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 02 февраля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Мадатова Д.А. кызы обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) (далее - УПФР в Курской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на страховую пенсию по старости, обязании включения в страховой стаж периода работы, обязании назначить страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда г.Курска от 01 октября 2020 года, с учетом определения суда от 09 ноября 2020 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 02 февраля 2021 года, исковые требования удовлетворены, за Мадатовой Д.А. кызы признано право на страховую пенсию, УПФР в Курской области (межрайонное) обязано включить в специальный стаж Мадатовой Д.А. кызы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в колхозе "им. Шевченко" Суджанского района Курской области с 01 марта 1989 года по 23 февраля 1992 года и в СХПК "Дружба" с 24 февраля 1992 года по 26 июня 1997 года в качестве оператора машинного доения; УПФР в Курской области (межрайонное) обязано назначить Мадатовой Д.А. кызы страховую пенсию по старости с 25 мая 2020 года. С УПФР в Курской области (межрайонное) в пользу Мадатовой Д.А. кызы взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В поданной кассационной жалобе начальник УПФР в Курской области (межрайонное) Коренева Ж.Н. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 25 мая 2020 года Мадатова Д.А. кызы обратилась в УПФР в Курской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 22 июня 2020 года N 598 в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию отказано, поскольку на момент обращения отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) - 18, 6, подтверждено - 18, 316.
При учете стажа истца в целях назначения страховой пенсии по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы в колхозе "им. Шевченко" Суджанского района Курской области с 01 марта 1989 года по 23 февраля 1992 года и в СХПК "Дружба" с 24 февраля 1992 года по 26 июня 1997 года в качестве оператора машинного доения.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 указанного Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С 01 января 2020 года страховая пенсия по старости назначается при наличии 11 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 18, 6.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Мадатовой Д.А. кызы требования, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о включении в страховой стаж Мадатовой Д.А. кызы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в колхозе "им.Шевченко" Суджанского района Курской области с 01 марта 1989 года по 23 февраля 1992 года и в СХПК "Дружба" с 24 февраля 1992 года по 26 июня 1997 года в качестве оператора машинного доения, поскольку в трудовой книжке истца на странице 22 в разделе "Сведения о поощрениях" указаны спорные периоды работы в качестве доярки в колхозе "им.Шевченко", реорганизованном в 1992 году в кооператив "Дружба", с указанием установленного минимума человеко/дней, отработанного времени и размера заработной платы. При этом указали, что с учетом данных периодов ИПК составляет 24, 304, что предоставляет право признать за ней право на страховую пенсию с 25 мая 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении судами норм материального и процессуального права.
Изложенные начальником УПФР в Курской области (межрайонное) в кассационной жалобе доводы о неверном заполнении трудовой книжки Мадатовой Д.А. кызы, отсутствии сведений в ведомостях о получении ею заработной платы при наличии указания иного имени, являются несостоятельными, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Вместе с тем, как следует из решения суда первой инстанции, с УПФР в Курской области (межрайонное) в пользу Мадатовой Д.А. кызы взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В силу статьи 98 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Удовлетворяя заявление истца о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, и взыскивая с пенсионного органа в пользу истца государственную пошлину в размере 300 рублей, оплаченную при подаче иска в суд, суды допустили нарушение норм процессуального права, которые выразились в следующем.
При подаче иска в суд Мадатовой Д.А. кызы произведена оплата государственной пошлины в размере 300 рублей.
В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налоговом кодексе Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, на гражданина-пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате государственной пошлины.
В силу статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина Мадатовой Д.А. кызы при подаче иска, может быть возвращена ей на основании положений статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем обращения с заявлением в суд о возврате излишне уплаченной госпошлины.
По общему правилу, изложенному в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с представлением определения суда о возврате излишне уплаченной госпошлины и платежного документа.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда признает выводы суда о взыскании с УПФР в Курской области (межрайонное) в рамках разрешения пенсионного спора судебных расходов по оплате государственной пошлины, сделанными с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г.Курска от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 02 февраля 2021 года отменить в части взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) в пользу Мадатовой Д.А. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Курска от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 02 февраля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) Кореневой Ж.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.