Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 16 апреля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Гамдулова ФИО15 к УФСИН России по Брянской области, председателю комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Брянской области Самуйленко ФИО16 о признании незаконным решения, возложении обязанности постановки на учет с первоначальной даты, по кассационной жалобе УФСИН России по Брянской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя УФСИН России по Брянской области - Прищеп А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Гамдулова Х.Р. и его представителя Прусакова С.А, возражавших против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Гамдулов Х.Р. обратился в суд с иском к УФСИН России по Брянской области, председателю комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Брянской области Самуйленко Ю.М. о признании незаконным решения, возложении обязанности постановки на учет с первоначальной даты.
Решением Советского районного суда города Брянска от 13 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Гамдулову Х.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года решение Советского районного суда города Брянска от 13 августа 2020 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии УФСИН России по Брянской области от 24 октября 2019 года (протокол N N) об изменении даты постановки Гамдулова Х.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 1 июля 2015 года на 2 апреля 2017 года. На УФСИН России по Брянской области возложена обязанность восстановить Гамдулова Х.Р. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 1 июля 2015 года.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Брянской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права.
В возражениях на жалобу Гамдулов Х.Р. просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гамдулов Х.Р. состоит в трудовых отношениях с УФСИН России по Брянской области в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, выслуга составляет более 10 лет.
1 июля 2015 года Гамдулов Х.Р. обратился в УФСИН России по Брянской области с рапортом о постановке его семьи из 5 человек на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, не имеющий жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Рассмотрев представленные истцом документы, комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Брянской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приняла решение о направлении документов, расчетов на постановку на учет на предоставление единой социальной выплаты в УФСИН России по Брянской области, что подтверждается выпиской из протокола N 3 от 11 сентября 2015 заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, гражданам РФ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола N 3 комиссии от 11 сентября 2015 года Гамдуловым Х.Р. предоставлены документы в полном объеме, социальная норма на семью Гамдулова Х.Р. составила 90 кв.м.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Брянской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 1 июля 2015 года Гамдулов Х.Р. поставлен на очередь на получение единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии от 24 октября 2019 года (протокол N N) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Брянской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения изменена дата постановки на учет Гамдулова Х.Р. с составом семьи 5 человек, с 1 июля 2015 года на 2 апреля 2017 года, то есть по истечении пяти лет со дня предоставления информации о постоянной регистрации, в связи с тем, что Гамдулов Х.Р. с 15 марта 2007 года по 6 марта 2012 года, его супруга - с 21 сентября 2005 года по 6 марта 2012 года были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" Свидетельство о регистрации права собственности не представлено, собственник не известен. Поквартирная карточка либо выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет не представлены.
Факт регистрации Гамдулова Х.Р. и членов его семьи до марта 2012 года по адресу: "адрес" истцом в судебном заседании не оспаривался, также подтвержден поквартирной карточкой от 10 января 2020 года, паспортными данными Гамдулова Х.Р, ФИО17
С 2 апреля 2012 года Гамдулов Х.Р, ФИО18. зарегистрированы по адресу: "адрес".
Согласно материалам дела, квартира по адресу: "адрес", площадью 45, 2 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО19. по ? доле каждому.
Гамдулов Х.Р. с 1 апреля 2010 года, его супруга ФИО20 21 сентября 2005 года, дети - ФИО21 с 17 октября 2006 года, ФИО22 - с 1 апреля 2010 года были зарегистрированы в указанной выше квартире в статусе "иные лица".
6 марта 2012 года Гамдулов Х.Р. со своей семьей был снят с регистрационного учета по адресу: "адрес".
2 апреля 2012 года Гамдулов Х.Р. со своей семьей поставлен на регистрационный учет по адресу: "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Гамдуловым Х.Р. требований, суд первой инстанции, исходил из того, что истец при обращении в комиссию не представил все предусмотренные Правилами документы для оценки условий, необходимых для принятия сотрудника на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты, тогда как в силу закона обязанность по предоставлению документов возложена на истца.
Судом указано на то обстоятельство, что несоблюдение истцом установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, изначально лишило комиссию возможности установить наличие у Гамдулова Х.Р. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты, в том числе, установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Суд не принял во внимание доводы истца о том, что комиссией принято решение, не предусмотренное пунктом 17 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550, согласно которому комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты, поскольку, по мнению суда, комиссией 24 октября 2019 года рассматривался вопрос не о постановке истца на жилищный учет, а о пересмотре поступивших рапортов и документов сотрудников УИС Брянской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым решением комиссии, оформленным протоколом N 4 от 24 октября 2019 года, внесены изменения в учетное (жилищное) дело Гамдулова Х.Р. только в части даты постановки (принятия) на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 5, 7 Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550, исходил из того обстоятельства, что при обращении в комиссию истец представил необходимые документы в полном объеме и ежегодно в адрес УФСИН России по Брянской области направлял сведения, необходимые для получения единовременной выплаты, замечаний либо уведомления о предоставлении дополнительных документов в адрес истца от ответчика не поступало.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 4 апреля 1996 год N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства дела, учитывая отсутствие у истца и членов семьи на праве собственности жилых помещений, отсутствие доказательств, свидетельствующих о намеренном совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет для получения единой социальной выплаты, пришел к правильному выводу о том, что изменяя дату постановки на учет с 1 июля 2015 года на 2 апреля 2017 года, были нарушены права истца, поскольку предоставление единой социальной выплаты осуществляется по дате постановки на учет для ее получения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.