Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Кузнецовой И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайоное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайоное) Овсянникова А.А.
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайоное) (далее - ГУ - УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением Правобережного районного суда г.Липецка от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 марта 2021 года, исковые требования удовлетворены, за Кузнецовой И.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществление педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ГУ - УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) обязано назначить Кузнецовой И.В. досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитав в специальный стаж педагогической деятельности период работы с 19 октября 1992 года по 31 января 1993 года, периоды курсов с отрывом от производства с 13 декабря 2010 года по 24 декабря 2010 года, с 01 декабря 2014 года по 12 декабря 2014 года, с 09 октября 2017 года по 20 октября 2017 года.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе начальником ГУ - УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) Овсянниковым А.А. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права.
Судебные акты обжалуются в части зачета в педагогический стаж периода работы в должности помощника воспитателя с 13 октября 1992 года по 31 января 1993 года и в части назначения страховой пенсии.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы, оснований выйти за её пределы судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 марта 2020 года Кузнецова И.В обратилась в ГУ - УПФР в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 2 июля 2020 года N в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано.
Исходя из решения об отказе в установлении досрочной пенсии, Кузнецова И.В. выработала необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности специальный стаж 25 лет 09 марта 2020 года.
При этом, в специальный стаж не включен период работы с 13 октября 1992 года по 31 января 1993 года, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дате право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, должность помощника воспитателя не предусмотрена.
Кроме этого, в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах с отрывом от производства с 13 декабря 2010 года по 24 декабря 2010 года, с 01 декабря 2014 года по 12 декабря 2014 года, с 09 октября 2017 года по 20 октября 2017 года.
Разрешая исковые требования в части зачета в специальный стаж периода работы в ДОУ N с 19 октября 1992 года по 31 января 1993 года, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период Кузнецова И.В. работала в должности воспитателя, что предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указав при этом, что данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, согласно которой Кузнецова И.В. 13 октября 1992 года принята на работу в детский сад N на должность помощника воспитателя, 19 октября 1992 года переведена воспитателем на основании приказа от 11 ноября 1992 года N параграф 6; архивной справкой от 22 декабря 2018 года N К-1878/1 о заработной плате Кузнецовой И.В.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на обоснованность выводов суда о назначении истцу страховой пенсии по старости с 17 апреля 2020 года, с учетом приложений 6 и 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку с учетом включения в стаж педагогической деятельности спорных периодов, Кузнецова И.В. выработала требуемый специальный стаж 16 октября 2019 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019г.- не менее 16, 2 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781); Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность воспитателя, а пунктом 1.8. Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований. В Списке профессий и должностей работников образования, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, предусмотрена должность "воспитатель".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года N781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела принято во внимание, что правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В судебных постановлениях приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки кассационной жалобы о том, что согласно сообщению государственного архива от 21 декабря 2018 года N К-1878-1881 приказы по личному составу, личные карточки формы Т-2 работников детского сада N 139 на хранение не поступали, в делах с тарификационными списками за 1992-1993 годы истца не выявлена, что делает невозможным удовлетворение требований истца, являются несостоятельными, опровергаются исследованными в ходе рассмотрения дела иными доказательствами, более того, данные ссылки сводятся к оценке доказательств. Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из требований части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г.Липецка от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01 марта 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайоное) Овсянникова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.