Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Лаер Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже о расчете ИПК с учетом продолжительности общего трудового стажа работы, принятого в зачет в Республике Узбекистан, по кассационной жалобе Лаер Е.В.
на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 января 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Лаер Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже (далее - УПФР в г.Воронеже) о расчете индивидуального пенсионного коэффициента (далее-ИПК) с учетом продолжительности общего трудового стажа работы, принятого в зачет в Республике Узбекистан.
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 января 2021 года, исковые требования Лаер Е.В. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Лаер Е.В. просит отменить решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 января 2021 года, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судами установлено, что Лаер Е.В. получала пенсию на территории Республики Узбекистан с 16 марта 2016 года по 31 января 2019 года.
Из материалов дела следует, что 10 октября 2020 года Лаер Е.В. обратилась в УПФР в г.Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 22 января 2020 года в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости отказано, так как величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) составляет 2, 640, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения пенсии по старости в 2019 году - 16, 2.
Исходя из приложения к указанному решению, величина ИПК за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для определения величины ИПК учитывается размер страховой пенсии по старости, исчисляемый по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая переводится в пенсионные баллы путем деления на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года, равного 64, 10 (169, 23/64, 10=2, 640). Величина ИПК за периоды, имевшие место после 01 января 2015 года, определяется в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для определения величины ИПК учитывается сумма ежегодных отчислений страховых взносов застрахованного лица к предельной величине базы начисления страховых взносов в Пенсионном фонде России в соответствующем году. ИПК за периоды работы после 01 января 2015 года равен 0. По состоянию на 01 марта 2019 года у Лаер Е.В. величина ИПК - 2, 640, что является недостаточным для назначения страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 4300-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, поименованы возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Лаер Е.В. досрочной пенсии на территории Российской Федерации, поскольку, исходя из стажа, величина ИПК составляет 2, 640, что менее 16, 2, предусмотренных частями 10, 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, приведя в судебном акте подробный расчет величины ИПК, равной 2, 640, указал на её недостаточность для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 4300-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Из материалов дела следует, что Лаер Е.В. являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Узбекистан с 16 марта 2016 года по 31 января 2019 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Целью Соглашения от 13 марта 1992 года, как следует из его названия и преамбулы, является защита прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также выполнение имеющихся у государств-участников обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992г.).
В соответствии с частью первой статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (часть 2 статьи 7).
Таким образом, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма части первой статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
Анализ этой нормы содержится в Решении Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07, в котором отмечается, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Исходя из указанного, при переезде на новое место жительства за Лаер Е.В. должно быть сохранено право на пенсию того же вида, которую она получала в Республике Узбекистан.
При сохранении пенсии тоже же вида, пересмотру подлежал лишь её размер с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик Союза ССР закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР".
В соответствии с положениями пунктов 15, 17 названного Указания документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В данном случае в качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости Лаер Е.В, ответчиком было принято пенсионное дело N, согласно которому продолжительность специального стажа по Списку N1 на 01 марта 2019 года составляет 7 лет 6 месяцев 1 день, продолжительность страхового стажа - 15 лет 10 месяцев 15 дней.
Исходя из письменных возражений ответчика на исковое заявление, Лаер Е.В. не представлено документов о заработке в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указывает в судебном акте о том, что сведения о пенсионном обеспечении и трудовой деятельности истца, заработная плата за 60 месяцев в Республике Узбекистан отсутствует, на запрос ГУ УПФР подтверждающий ответ из Республики Узбекистан не поступал.
Вместе с тем, материалы дела запрос пенсионного органа в Республику Узбекистан относительно направления каких-либо документов, необходимых для расчета размера пенсии, не содержат.
Судами не проверено соблюдение пенсионным органом положений частей 4 и 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Лаер Е.В. неправильно применили нормы материального права, в нарушение норм процессуального права, не оценили в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и не дали полной, надлежащей оценки характеру и условиям сложившихся между сторонами правоотношений.
Ввиду изложенного решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 января 2021 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем, подлежат отмене в полном объеме, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1, частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Воронежа.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.