Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Потеминой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Н. И. к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке, по кассационной жалобе Кузнецовой Н. И.
на решение К. районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г.
заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Кузнецова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке.
В обоснование исковых требований указала, что является дочерью Кузнецова И.Ф, который был репрессирован в 1931 г. и выслан в г. Караганда. В 2002 г. она вернулась на прежнее место жительства в "адрес" "адрес" Мордовия.
8 октября 2002 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое получила отказ со ссылкой на отсутствие средств в бюджете.
6 июня 2010 г. между ней и администрацией Старорябкинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия заключён договор социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес" которое фактически является нежилым, стеновые конструкции пришли в негодность, крыша дома подтекает. 18 июня 2018 г. она принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Согласно справке Министерства внутренних дел по Республике Мордовия на основании решения суда от 10 сентября 2019 г. она реабилитирована как лицо, находившееся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии.
18 февраля 2020 г. администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия ей отказано в постановке на учёт граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, с чем она не согласна, поскольку изначально она обращалась к ответчику в 2002 г.
С учетом уточненных требований просила суд возложить на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанность предоставить Кузнецовой Н.И. жилое помещение в первоочередном порядке и включить Кузнецову Н.И. в список очередников, нуждающихся в улучшении жилых помещений в первоочередном порядке.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г. исковые требования Кузнецовой Н.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кузнецовой Н.И. подана кассационная жалоба, в которой она просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузнецова Н.И, 24 декабря 1954 года рождения является дочерью репрессированного Кузнецова И.Ф, направленного в 1931 г. вместе с родителями на спецпоселение в Карагандинскую область.
В 2002 г. Кузнецова Н.И. из "адрес" вернулась в "адрес" и 8 октября 2002 г. обратилась в администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении жилья.
1 ноября 2002 г. на данное обращение Кузнецовой Н.И. администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в предоставлении жилья было отказано, в связи с отсутствием средств в бюджете района. Одновременно предложено обратиться в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского района для разрешения вопроса, касающегося восстановления жилищных прав её реабилитированного отца.
С 9 декабря 2002 г. Кузнецова Н.И. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес".
Совместно с Кузнецовой Н.И. зарегистрированы также Шпильман В.В. (сын, с 13 июля 2010 г.), Шпильман М.В. (внук, с 28 июня 2013 г.), Шпильман Ю.В. (сноха) (временно).
6 июля 2010 г. между администрацией Старорябкинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и Кузнецовой Н.И. заключён договор социального найма указанного выше жилого помещения.
3 июля 2017 г. Кузнецова Н.И. обратилась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского района Республики Мордовия о принятии мер по улучшению её жилищных условий.
В связи с непредоставлением истцом установленных законодательством документов комиссией было принято решение запросить подтверждающие реабилитацию документы у заявителя Кузнецовой Н.И. для принятия решения по улучшению жилищных условий как члена семьи подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного, о чём указано в заключении от 1 августа 2017 г.
28 мая 2018 г. Кузнецова Н.И. обратилась в администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии её с составом семьи из четырёх человек: сын Шпильман В.В, сноха Шпильман Ю.В, внук Шпильман М.В. на учёт- граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 18 июня 2018 г. N 223 Кузнецова Н.И. принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспеченность площадью менее учётной нормы).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2019 г, отказ Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 20 июня 2019 г. N 12/3-К-18 в выдаче Кузнецовой Н.И. справки о реабилитации признан незаконным. На Министерство внутренних дел по Республике Мордовия возложена обязанность выдать Кузнецовой Н.И. справку о реабилитации.
23 декабря 2019 г. Министерством внутренних дел по Республике Мордовия Кузнецовой Н.И. выдана справка о реабилитации N К-18, согласно которой Кузнецова Н.И. является дочерью Кузнецова И.Ф, который в 1931 г. вместе с родителями был направлен на спецпоселение в Карагандинскую область, в связи с чем Кузнецова Н.И, как находившаяся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
20 января 2020 г. Кузнецова Н.И. обратилась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с вопросом о постановке на учёт граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения и возмещения стоимости конфискованного имущества, как реабилитированному лицу.
На данное обращение 18 февраля 2020 г. председателем комиссии дан ответ за N 659 об отсутствии у Кузнецовой Н.И. правовых оснований на первоочередное получение жилого помещения, поскольку она встала на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 18 июня 2018 г, а согласно действующему законодательству право на первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным лицам и членам их семей сохранено в отношении граждан, принятых на учёт до 1 марта 2005 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 13, 16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N1761 "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 49, ч. 4 ст. 50, п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. ч.1, 2 ст. 52 ЖК РФ, Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия N478 от 28 декабря 2004 г. "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанности включить Кузнецову Н.И. в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке. При этом суд исходил из того, что действующее жилищное законодательство не устанавливает первоочередной порядок обеспечения жилыми помещениями жертв политических репрессий, а сведений о том, что жилое помещение, в котором проживает истец, признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом суд апелляционной инстанции также исходил из того, что ст.ст. 13, 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122- ФЗ), и ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилого помещения такой категории граждан вне очереди. Федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путём принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учёт и обеспечения жилыми помещениями. При этом, установление порядка учёта и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Названный Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Названный Закон определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также её общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальные званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилым* помещениями в населённых пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества.
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе право на первоочередное получение жилья, а проживающим в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причинённого в результате репрессий вреда.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объём возмещения вреда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что статья 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" была изложена в новой редакции и в настоящее время в ней не содержится указание на порядок предоставления жилья реабилитированным лицам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе "в рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшимся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе право на первоочередное получение жилого помещения для реабилитированных лиц и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 4 статьи 4 названного Закона порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, за исключением подпункта 8, определяется Правительством Республики Мордовия.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учёта и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, однако такого нормативно- правового акта на территории Республики Мордовия не принято.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" к мерам социальной поддержки лицам, подвергшимся политическим репрессиям, меры по получению названными лицами жилого помещения в первоочередном порядке, не относит.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующий в настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации исключил возможность первоочередного предоставления жилых помещений, установив общее правило, по которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из времени их постановки на учёт, а также определив категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Положения статей 13 и 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" о первоочередном предоставлении жилых помещений реабилитированным утратили силу еще до обращения Кузнецовой Н.И. с заявлением о принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не может претендовать на получение жилого помещения в первоочередном порядке.
Доводы Кузнецовой Н.И. о том, что она ещё в 2002 г. имела право на первоочередное предоставление жилья, однако вместо постановки на учёт ей было рекомендовано обратиться в суд для установления факта реабилитации, судом апелляционной инстанции признаны не состоятельными, поскольку с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации право на первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным лицам и членам их семей, сохранено только в отношении граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения до 1 марта 2005 г. (статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Однако, Кузнецова Н.И. до 1 марта 2005 г. на соответствующий учёт принята не была и по состоянию на 2002 г. в установленном законом порядке не была признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации (ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт применения политических репрессий в отношении её отца), в связи с чем согласно ответу от 1 ноября 2002 г. ей было рекомендовано обратиться в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Однако, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Кузнецова Н.И. своими правами не воспользовалась, в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обратилась только в 2017 г, после выдачи справки о реабилитации её отца Кузнецова И.Ф. на основании решения суда от 30 мая 2016 г.
Таким образом суды пришли к выводу о том, что у Кузнецовой Н.И. отсутствует право на внеочередное получение жилья, поскольку ни федеральным законодательством, действующим на момент постановки истца в очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия не предусмотрено право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья.
Кроме этого Кузнецова Н.И. на основании договора социального найма жилого помещения проживает в жилом помещении, состоящем из двух комнат, общей площадью 24 кв.м, по адресу: "адрес". Данное жилое помещение не признано аварийным и непригодным для проживания в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Кроме этого, суды исходили из того, что бездействие органа местного самоуправления по непризнанию данного жилого помещения непригодным для проживания истцом не оспорено.
Кроме того, суды учитывая, что действующее правовое регулирование не предполагает возможности существования списка граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья, не нашли оснований для включении её в такой список.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения истца в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и получении жилого помещения являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Н. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.