Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2021 года с использованием Веб-конференции гражданское дело по иску Алешиной Виталии Юрьевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе Алешиной Виталии Юрьевны
на решение Советского районного суда г.Брянска от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 января 2021 года, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, выслушав представителя истца Алешиной В.Ю. - Грибову Я.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Алешина В.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, понуждении к совершению действий.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Алешиной В.Ю. отказано.
В поданной кассационной жалобе Алешина В.Ю. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Алешина В.Ю. с 08.07.1997г. по 14.06.2019г. проходила службу в органах уголовно - исполнительной системы на должностях медицинского персонала: врача-терапевта, начальника терапевтического отделения, начальника медицинской части (справка N от ДД.ММ.ГГГГ).
Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении у Алешиной В.Ю. составляла 24 года 04 месяца 09 дней, в льготном исчислении - 32 лет 01 месяц 27 дней.
Согласно свидетельству о заключении брака серии N I-ЕА N, с 04.08.1995г. Алешина (добрачная фамилия Тверетнева) В.Ю. состоит в зарегистрированном браке с ФИО15, от брака имеют детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В период прохождения службы, Алешина В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортом в комиссию УФСИН России по Брянской области о принятии её на учет с составом семьи 7 человек, включая супруга Алешина Д.Е, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении поступивших рапортов и документов сотрудников УИС Брянской области, Алешиной В.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (заявитель и члены семьи заявителя являются членами семьи собственников жилых помещений в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 г. N283-ФЗ).
Жилых помещений на праве собственности у Алешиной В.Ю, ее мужа ФИО15 и ее детей не имеется. Матери мужа истца - ФИО13 на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 100, 6 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", а также его родителям ФИО13 и ФИО14 по 1\2 доли в праве каждому принадлежит жилой дом площадью 295, 8 кв.м, расположенный по адресу: "адрес",.
Согласно поквартирной карточке от 29.10.2018г. в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО13 по адресу: "адрес" зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ невестка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р, внучка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р, внучка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с ДД.ММ.ГГГГ внучка ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р, с ДД.ММ.ГГГГ внучка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с ДД.ММ.ГГГГ внук ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" истца - ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был зарегистрирован в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по 18.04.2017г.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО15 зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 295, 8 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности его родителям - ФИО13, ФИО14
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника учитывается занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения, вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником. При этом, суд указал, что факт регистрации члена семьи истца - Алешина Д.Е. в жилом помещении по адресу: "адрес", подтверждает наличие у него права пользования данным жилым помещением как члена семьи собственников жилого помещения - его родителей, в связи с чем, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более учетной нормы в размере 15 кв.м. на одного члена семьи и права на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ не возникло. Также суд первой инстанции указал, что установление факта совместного проживания истца с супругом и, как указывает истец, формальный характер регистрации супруга истца по иному адресу, правового значения для разрешения спора не имеют.
Апелляционная инстанция согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил).
Согласно положениям п.2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ во взаимосвязи с п.11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
По данному делу для выяснения того, является ли Алешина В.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом подлежащих применению норм материального права являются следующие юридически значимые обстоятельства: был ли ФИО15 вселен своими родителями ФИО14 и В.Д. в качестве члена семьи собственников в принадлежащий им жилой дом; на каком основании в этом жилом помещении был зарегистрирован ФИО15 и проживал ли он там; заключалось ли между собственниками и ФИО15 какое-либо соглашение, определяющее право ФИО15 на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судебными инстанциями приведенные нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по пользованию жилым помещением, находящимся в собственности граждан, и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, хотя они и процитированы в судебных постановлениях, учтены не были, обстоятельства, имеющие значение для дела, не устанавливались.
Вывод суда ФИО7 инстанции о том, что ФИО15 является членом семьи своих родителей ФИО14 и В.Д, а также о том, что факт его регистрации в жилом помещении по адресу: "адрес" подтверждает наличие у него права пользования указанным жилым помещением как члена семьи собственников, основан на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, определяющих состав членов семьи собственника жилого помещения и основания возникновения права пользования жилым помещением.
Судом не учтено, что в связи со вступлением в брак и рождением детей, семья ФИО6 и ФИО15 представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, после заключения брака и создания новой семьи дети не остаются автоматически членами семьи своих родителей.
Истец, возражая против доводов ответчика об отсутствии у нее права на получение выплаты ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, указывала, что ее супруг ФИО15 проживает с ней и детьми в квартире, является членом ее семьи, в дом своих родителей не вселялся и права пользования им не приобрел, ссылаясь при этом на показания свидетелей, которые были оценены судом первой инстанции, как не имеющие отношения к делу.
Однако, для установления факта вселения в жилое помещение в качестве члена семьи собственника, юридически значимым обстоятельством является установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно собственник, распоряжаясь своей собственностью и своими правами, в соответствии со ст.ст.209, 288, 292 ГК РФ, ст.30, 31 ЖК РФ, вселил указанных лиц в таком качестве, иное бы свидетельствовало об ограничении права собственника по распоряжению своими правами.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Кроме того, на момент рассмотрения апелляционной жалобы родители ФИО15 обратились в Брянский районный суд г.Брянска с иском к ФИО15 о признании его не приобретшим права пользования жилым помещением - домом по адресу: "адрес", и просили производство по настоящему делу приостановить до рассмотрения дела о признании не приобретшим права пользования жилым помещением, в чем судом апелляционной инстанции было отказано. Однако, как следует из находящегося в общем доступе и вступившего в законную силу решения Брянского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГг, ФИО15 был признан не приобретшим право пользования указанным жилым помещением, что является основанием для снятия его с регистрационного учета по указанному адресу.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца Алешиной В.Ю. вместе с членами ее семьи права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нельзя признать законными, так как они сделаны при неустановлении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Однако, доводы кассационной жалобы о допущенных процессуальных нарушениях в виде не привлечения в качестве 3 лица ФСИН России, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку согласно приведенным выше правовым нормам и материалам дела, постановка на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья осуществляется в данном случае комиссией УФСИН России по Брянской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, при этом, УФСИН России по Брянской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и требований процессуального права, что согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г.Брянска от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г.Брянска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.