Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Мамченко Ирины Анатольевны к Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Советского района г. Воронежа" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по кассационной жалобе Мамченко Ирины Анатольевны
на решение Советского районного суда г. Воронежа от 3 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-2223/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 4 марта 2021 года по гражданскому делу N 33-1486/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Мамченко И.А. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Советского района г. Воронежа" (далее по тексту - КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения, общей площадью 35, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора найма от 1 марта 2020 года, в связи с чем, 30 апреля 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату данной квартиры и коммунальных услуг, предоставив необходимый пакет документов. Решением КУ ВО "УСЗН Советского района г. Воронежа" от 6 мая 2020 года истцу отказано в предоставлении названной субсидии по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и отсутствия заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению. Не согласившись с таким решением, указывая на то обстоятельство, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, а также на предоставление ответчику чека об оплате услуг по капитальному ремонту дома за март 2020 года, просила признать незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать предоставить субсидию.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 3 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 4 марта 2021 года, исковые требования Мамченко И.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Мамченко И.А. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Мамченко И.А. проживает и зарегистрирована с 20 августа 2019 года в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между нею и Мамченко В.В. на срок до 31 декабря 2020 года.
Согласно материалам дела, Мамченко И.А. 30 апреля 2020 года обратилась в КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа с заявлением о назначении субсидии, предоставив необходимые документы.
Отделом по предоставлению жилищных субсидий КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа Мамченко И.А. установлена с 1 мая 2020 года по 31 октября 2020 года субсидия в размере 441 рубля 75 копеек.
Решениями КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа от 5 мая 2020 года N 8184 и от 6 мая 2020 года N 7084 Мамченко И.А. приостановлена (прекращена) выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и ей отказано в предоставлении таковой ввиду наличия задолженности по оплате капитального ремонта и не достижения соглашения по ее погашению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мамченко И.А, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ органа социальной защиты населения является законным, поскольку у собственника жилого помещения, в котором проживает истец, имеется задолженность по внесению взносов за капитальный ремонт в размере 15113 рублей 06 копеек за период с 1 декабря 2014 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда, указав, что истцом в материалы дела не представлены доказательства наличия уважительных причин неуплаты взносов на капитальный ремонт у собственника либо нанимателя, на которого договором найма возложена обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт.
Судебная коллегия находит, что указанные выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно материалам дела, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с 2011 года является Мамченко В.В.
Мамченко И.А. зарегистрирована по месту жительства: "адрес"
"адрес" 20 августа 2019 года.
Как следует из договора найма жилого помещения, заключенного 1 марта 2020 года между собственником Мамченко В.В. и нанимателем Мамченко И.А, плата за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги производится за счет нанимателя и составляет начисленную сумму по соответствующим квитанциям (пункт 3.2).
Согласно представленным в КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа счетам за март 2020 года и квитанциям по их оплате, Мамченко И.А. произведена оплата за жилое помещение и коммунальные услуги 13 апреля 2020 года и 16 апреля 2020 года, по оплате капитального ремонта - 8 мая 2020 года.
Из представленного Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа сообщения следует, что начисление взносов по квартире, расположенной по адресу: "адрес", кв. 54, собственником которой значится Мамченко В.В, осуществляется с 1 декабря 2014 года. По состоянию на 13 мая 2020 года начислено взносов 15567 рублей 46 копеек, оплачено - 454 рубля 40 копеек, текущая задолженность - 15113 рублей 06 копеек.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса
Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Из материалов дела следует, что Мамченко И.А. с 1 мая 2020 года КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа приостановлена, а затем прекращена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, к категории которых Мамченко И.А. не относится, обязательства по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги приняла на себя с 1 марта 2020 года.
Судебными инстанциями, рассматривавшими дело по исковым требованиям Мамченко И.А, имеющей право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о проверке законности действий уполномоченного органа - КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа - по прекращению предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не учтены положения приведенных выше норм федерального законодательства, не допускающих приостановление и последующее прекращение предоставления мер социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без выяснения причин образования у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не предусматривающих возможность приостановления и прекращения названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине, не по вине получателя субсидии.
Кроме того, судами не принято во внимание, что у Мамченко И.А. отсутствует задолженность по текущим платежам за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, т.к. оплата за март 2020 года произведена получателем субсидии, срок оплаты за апрель 2020 года наступил 10 мая 2020 года, в то время, как решение о приостановлении (прекращении) выплаты субсидии приняты ответчиком 5 мая 2020 года и 6 мая 2020 года.
В связи с этим выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Мамченко И.А. к КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа не могут быть признаны правомерными.
Нормы права, регулирующие отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Мамченко И.А. не применены. Вследствие этого спор по иску Мамченко И.А. разрешен неправильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, судебными инстанциями не
установлены.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем обстоятельства, касающиеся характера возникших правоотношений между истцом и ответчиком, с учетом подлежащих применению норм жилищного законодательства в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судами в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов решения суда и апелляционного определения, при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 4 марта 2021 года, оставившее решение суда первой инстанции, выводы которого основаны на неправильном применении норм материального права, с нарушением норм процессуального права, в данном случае не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 4 марта 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Воронежский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.