Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Никифировой И.Н., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор-Югры) от 10 марта 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июня 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N09-550/2020 заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор-Югры) от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июня 2020 года и решением судьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее по тексту - ООО "РН-Юганскнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО "РН-Юганскнефтегаз", защитник общества - Никифорова И.Н. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации к мерам пожарной безопасности в лесах относится предупреждение лесных пожаров; меры по предупреждению лесных пожаров осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N607 в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно пункту 14 Правил при использовании лесов не допускается, наряду с прочим, загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" зарегистрировано в качестве юридического лица 26 мая 2005 года инспекция Министерства России по налогам и сборам по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Установлено, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" на основании договора N "данные изъяты" от 01 января 2019 года оказывает операторские услуги публичному акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть".
На основании решений Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 мая 2016 года N502-З, от 31 мая 2016 года N569-З, от 14 марта 2017 года N89-З "О предоставлении в границах земель лесного фонда лесного участка в аренду (без проведения торгов) для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры" с ООО "РН-Юганскнефтегаз" были заключены договоры аренды лесного участка от 23 мая 2016 года N "данные изъяты", N "данные изъяты", от 09 июня 2016 года N "данные изъяты", от 14 марта 2017 года N "данные изъяты".
По условиям данных договоров, Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обществу во временное пользование предоставлены лесные участки площадью 10, 3390 га и 2, 6133 га под объект Месторождение песка в районе к. 14 Чупальского месторождения нефти, площадью 9, 8599 га и 15, 9241 га под объект месторождение песка в районе "ПАД" Чупальского месторождения нефти.
Из условий данных договоров следует, что общество приняло на себя обязанность при использовании предоставленных по договору лесных участков, осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов, который должен быть разработан и представлен обществом арендодателю для проведения государственной экспертизы в течение шести месяцев со дня заключения договора (подпункты "г", "к" Пункта 12 Договора).
Заместителем руководителя по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано Распоряжение N09-104/2019 от 18 июня 2019 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз"; сроком проведения проверки был установлен с 08 июля 2019 года по 02 августа 2019 года.
Как следует из Акта проверки N09-104/2019 от 02 августа 2019 года, с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", действующего на основании доверенности, должностными лицами Природнадзора Югры 10 июля 2019 года, 16 июля 2019 года, 18 июля 2019 года, 24 июля 2019 года был проведен осмотр лесного участка в квартале 379 выделах 1, 16, квартале 378, выдела 29, квартале 267 выделах 12, 16 Юнг-Яхского участкового лесничества Нефтеюганского лесничества, квартале 471 выдела 5 и квартале 175 выдела 5 Нялинского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского лесничества.
В ходе произведенного осмотра на указанных лесных участках должностными лицами было обнаружено загрязнение (засорение) территории отходами в виде отработанных автомобильных покрышек, твёрдыми пищевыми и коммунальными отходами, отходами в виде металлических конструкций, покрытых коррозией, металлических бочек из-под ГСМ, пиломатериалами, потерявшими потребительские свойства, а также не очистки от порубочных остатков и оставленных спиленных деревьев, не очищенных от сучьев и коры.
Таким образом, ООО "РН-Юганскнефтегаз" совершено бездействие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "РН-Юганскнефтегаз" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник общества фактически не оспаривает факт совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных требований и правил, направленных на выполнение требований лесного законодательства, обусловлено императивными требованиями закона, а также гражданско - правовыми обязательствами, возникшими у общества на основании договоров аренды, заключенных с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по условиям которых общество должно выполнять меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности на занимаемых лесных участках в соответствии с требованиями проекта освоения лесов.
Содержание судебных актов, вынесенных по настоящему делу в отношении общества позволяет удостовериться в том, что все замечания, доводы, равно как и представленные защитником общества доказательства, были изучены и исследованы без какой - либо предвзятости, что прямо следует из содержания оспариваемых судебных актов; оценка доказательств, данная в совокупности, позволила судебным интенциям принять законное, обоснованное решение. Таким образом, требования мотивированности, следующие из смысла справедливого судебного разбирательства по настоящему делу не нарушены, а все выводы, изложенные в судебных актах какое - либо сомнение в виновности юридического лица исключают. При таких обстоятельствах, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" составлен уполномоченным должностным лицом, с надлежащим уведомлением общества о дате, времени и месте совершения данного процессуального действия.
О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, однако своего представителя и(или) защитника для участия в рассмотрении дела не направило.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ООО "РН-Юганскнефтегаз" назначено в соответствии с санкцией частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, оснований для назначения наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ обоснованно не усматривается. Данный довод был предметом тщательной проверки при пересмотре дела нижестоящими судебными инстанциями, который с приведением надлежащих мотивов, изложенных в судебных актах, был отклонен; оснований не согласиться с выводами судебных инстанции в данной части не имеется. С учетом обстоятельств настоящего дела утверждения автора жалобы, согласно которым не применение при назначении наказания правил вышеуказанной статьи, не может повлечь за собой повторное привлечение лица к административной ответственности.
При рассмотрении жалоб ООО "РН-Юганскнефтегаз" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанции достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор-Югры) от 10 марта 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июня 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Никифировой И.Н. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.