Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - Вержинской Инны Викторовны на постановление главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 18 августа 2020 года, решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 октября 2020 года, решение судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО N248 от 18 августа 2020 года, АО "Ямалкоммунэнерго" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 октября 2020 года и решением судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2020 года, постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Вержинская И.В, просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Положения ст. 39 Федерального закона от 27.12.2019 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривают, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из материалов дела следует, что обществу, на основании решения Департамента природноресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 16 мая 2019 года предоставлен в водопользование водный объект - река Пякупур (бассейн реки Пур) с забором (изъятием) из него водных ресурсов при условии возврата воды, с целью сброса сточных вод от очистных сооружений, расположенных в муниципальном образовании г.Губкинский Ямало-Ненецкий автономный округ в срок по 15 апреля 2024 года. Пунктом 13 данного решения установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах, при этом показатели определены согласно нормативам допустимого воздействия на водохозяйственный участок.
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за I квартал 2020 года Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО выявлены факты превышения установленных нормативов по следующим показателям: БПК полное в 3, 42 раза, взвешенные вещества в 2, 36 раза, азот аммонийный в 71, 25 раз; железо общее в 12, 8 раза, фосфаты по Р в 12, 29 раза, сухой остаток - в 1, 001 раза; ХПК в 3, 10 раза; нефтепродукты - в 1, 1 раза; нитрит ион - в 4, 37 раза.
Таким образом, обществом допущено превышение установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, которые могли повлечь его загрязнение.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе заявителем не оспаривается факт сброса веществ в реку Пякупур (бассейн реки Пур) с комплекса КОС в количестве, превышающем установленные нормативы. Подателем жалобы в обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе указывается, что умысла на совершение административного правонарушения юридическое лицо не имело, обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению нормативов допустимого сброса, но до реконструкции КОС этого сделать невозможно.
Вместе с тем указанные доводы, с учетом обстоятельств дела, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Аналогичные доводы являлись предметом проверки при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и они обоснованно отклонены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект обусловлено императивными требованиями закона.
Состояние канализационно-очистных сооружений, которое не позволяет соблюдать установленные нормативы, основанием для освобождения от ответственности не является. АО "Ямалкоммунэнерго", являясь коммерческой организацией и эксплуатируя КОС в предпринимательской деятельности, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Техническое состояние канализационно-очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности.
В обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе также указывается, что обществом были предприняты все зависящие от него меры для снижения концентрации загрязняющих веществ в водном объекте, в том числе заключены договоры на поставку биопрепаратов, договор на выполнение работ по модернизации канализационно-очистных сооружений. Между тем, указанные доводы не свидетельствуют о принятии обществом достаточных мер, направленных на соблюдение действующего законодательства.
Так положениями статьи 23.1 Федерального закона от 27.12.2019 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" прямо предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
В настоящем случае сведения о наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, имевшихся или разрабатываемых на момент совершения административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, АО "Ямалкоммунэнерго" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о наличии в действиях общества состояния крайней необходимости, не принимаются.
В силу ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Указание заявителя на то, что АО "Ямалкоммунэнерго" является единственной организацией, осуществляющей централизованный прием и очистку сточных вод, а также ссылки на положение Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части возложения обязанности по обеспечению бесперебойного водоотведения, не свидетельствуют о том, что нарушая требования к охране водных объектов в части соблюдения установленных нормативов сброса, не предпринимая при этом надлежащих и достаточных мер (в том числе по установлению временно разрешенных сбросов), общество действовало в условиях крайней необходимости.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО "Ямалкоммунэнерго" от административной ответственности не усматривается.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" составлен уполномоченным должностным лицом с участием представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, которому разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.
О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, при рассмотрении дела присутствовал представитель общества, действующий на основании доверенности.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание АО "Ямалкоммунэнерго" назначено в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб АО "Ямалкоммунэнерго" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте, воспользовалось помощью защитника, который обосновывал позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 18 августа 2020 года, решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 октября 2020 года, решение судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - Вержинской Инны Викторовны - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.