Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу Шабуниной Натальи Леонидовны на вступившие в законную силу постановление судьи Синарского районного суда города Каменск-Уральского Свердловской области от 05 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 01 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шабуниной Натальи Леонидовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Синарского районного суда города Каменск-Уральского Свердловской области от 05 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 01 сентября 2020 года, индивидуальный предприниматель Шабунина Наталья Леонидовна (далее по тексту - ИП Шабунина Н.Л.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, с учетом положений части 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шабунина Н.Л. выражает несогласие с указанным выше судебным актом, вступившим в законную силу, приводит доводы о его незаконности и просит его изменить или отменить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не нахожу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в силу пункта 1 Правил является обязательным для граждан и организаций.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно пункту 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 года N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" работодателям в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано организовать проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Письмом Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 года N02/3853-2020-27 введены в действие "Рекомендации о мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции COV1D-19" согласно которым работодателям рекомендуется обеспечить усиление дезинфекционною режима, в том числе, каждые 2 часа качественного проведения уборок с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия (в том числе обработка ручек входных дверей, поручней, выключателей, перил, контактных поверхностей, все поверхности туалетных комнат), разрешенных к использованию в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Шабунина Н.Л. осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине "данные изъяты" который расположен по адресу "данные изъяты"
Из материалов дела следует, что 11 мая 2020 года в период с 12 часов 30 минут до 13 часов 00 минут, осуществляя деятельность в магазине "данные изъяты" расположенном по указанному выше адресу, индивидуальный предприниматель Шабунина Н.Л. при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включённой в Перечень таких заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 715 (ред. от 31.01.2020 года), во время проведения предусмотренных Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ N 2 от 24.01.2020, N 6 от 13.03.2020, Постановлением Главного государственного санитарного врача Свердловской области N 05/02/-2 от 10.04.2020 и Указом Губернатора Свердловской области N 100-УГ от 18.03.2020 санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Существо нарушений проявилось в том, что в помещений магазина "данные изъяты" ИП Шабунина Н.Л. не создала условия для качественной уборки помещений торгового зала, туалета, а именно
- в наличии не имеется дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
- обработка полов и поверхностей проводится Белизной;
- не представлен график уборки торгового зала с мытьем ручек и иных контактных поверхностей, санузла, что не позволяет оценить кратность уборки.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пункта 7 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)" (с последующими изменениями); положений письма Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 года N02/3853-2020-27; пункта 1.2. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 года N2; пункта 1.3. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 года N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19"; пункта 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 года N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила, были выявлены при обследовании объекта - магазина "данные изъяты" результат обследования, подробно отображенный в акте от 11 мая 2020 года, свидетельствующий о наличии нарушении санитарно-гигиенических требований, норм и правил, направленных на предотвращение распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции и защиту неопределенного круга лиц от данной инфекции, стал достаточным основанием для составления в отношении Шабуниной Н.Л. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, Шабунина Н.Л. совершила действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований, правил, норм, направленных на выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, свои должностные обязанности не выполнила.
Факт совершения ИП Шабуниной Н.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2020 года (л.д. 3-5), актом обследования с фототаблицей к нему и видеоматериалами от 11.05.2020 года (л.д. 6-8, 16, 23), объяснениями Шабуниной Н.Л. от 11.05.2020 года (л.д. 9), предписанием о проведении экспертизы (л.д. 18-19), а также иными доказательствами, содержание которых подробно приведено в оспариваемых актах.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, а также судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности Шабулиной Н.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы Шабуниной Н.Л, изложенные в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, безосновательны. При этом, данные доводы, фактически направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств, были предметом тщательной проверки при рассмотрении дела судьями районного и областного судов и обоснованно, с приведением надлежащих мотивов, были отклонены. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанции в данной части не имеется.
Анализ представленных в дело доказательств не свидетельствует о том, что в деянии ИП Шабуниной Н.Л. отсутствует состав вмененного административного правонарушения; материалами дела объективная сторона вмененного правонарушения полностью подтверждена.
Анализ диспозиции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к выводу о том, что данный состав административного правонарушения по своей характеристике, конструкции, правовой природе, относится к типу формальных составов; по смыслы действующего законодательства, данный состав является оконченным, в том числе и с момента совершения или не совершения действий, которые могут создать риск наступления неблагоприятных обстоятельств как для конкретных лиц, так и для неопределенного круга.
В настоящем деле, нарушения, допущенные ИП Шабуниной Н.Л. и отображенные в акте обследования от 11 мая 2020 года с фототаблицей к нему, который по своим свойствам является относимым, допустимым и достоверным доказательством, с очевидностью создают риск наступления неблагоприятных обстоятельств, связанных с несоблюдением санитарно-эпидемиологических норм, следовательно состав вмененного правонарушения обоснованно расценен как оконченный.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что ИП Шабунина Н.Л. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность по соблюдению законодательных требований, правил, норм, направленных на выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обусловлена императивными требованиями закона.
Публично-правовая оценка деяния, совершенного ИП Шабуниной Н.Л. является верной и соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в ответе на вопросы N17, 22 из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года.
Таким образом, ИП Шабунина Н.Л. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении была вручена ИП Шабуниной Н.Л. в установленном порядке.
Дело рассмотрено судьей районного суда с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Шабуниной Н.Л. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Вопреки доводам жалобы, итоговый размер наказания, назначенный ИП Шабуниной Н.Л, в том числе с учетом положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ является справедливым и обоснованным. При этом, фактические обстоятельства, совершенного административного правонарушения, связанные с созданием угрозы распространения коронавирусной инфекции на территории Свердловской области, не позволяют заменить наказание на предупреждение. Доводы жалобы об обратном безосновательны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей районного суда Шабунина Н.Л. принимала личное участие и в реализации своих процессуальных прав ограничена не была; интересы Шабуниной Н.Л. при рассмотрении дела судебными инстанциями представлял защитник, который также в реализации своих прав ограничен не был.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Синарского районного суда города Каменск-Уральского Свердловской области от 05 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 01 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шабуниной Натальи Леонидовны, оставить без изменения, жалобу Шабуниной Натальи Леонидовны - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.