Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Юлии Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N3 Мотовилихинского судебного района города Перми от 19 ноября 2020 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда города Перми от 02 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Юлии Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Мотовилихинского судебного района города Перми от 19 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мотовилихинского районного суда города Перми от 02 февраля 2021 года, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеина Юлия Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Шеина Ю.В. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включен оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 31 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, являющихся приложением к Положению о лицензировании, перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, входит в деятельность по обороту наркотических средств и подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" право осуществлять перевозку наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам при наличии у них лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении, наркотических средствах и психотропных веществах на основании обращения граждан в деятельности ГБУЗ Пермского края "данные изъяты"
В ходе проведенной проверки установлено, что ГБУЗ Пермского края "данные изъяты" имеет лицензию на осуществление оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений N ЛО-59-03-00728, выданную Министерством здравоохранения Пермского края 10.02.2017, в соответствии с которой учреждению разрешены следующие виды деятельности: хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
В ходе проверки из представленных документов установлено, что ГБУЗ Пермского края "данные изъяты" ежемесячно принимает от родственников умерших онкобольных лекарственные средства "Морфин", "Промедол", "Фендивия", содержащие наркотические средства, внесенные в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, перевозка данных наркотических средств осуществляется самостоятельно работниками от места хранения по адресу: "данные изъяты" до места их уничтожения по адресу: "данные изъяты", при этом работы и услуги по перевозке наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, не включены в разрешенные виды деятельности медицинского учреждения, что следует из лицензии N ЛО-59-03-000728 от 10.02.2017.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, которым дана оценка судами нижестоящих инстанций на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьи пришли к выводу о доказанности виновности главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Ю.В, как должностного лица по смыслу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совершении административного правонарушения.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства данного дела не усматривается.
Доводы заявителя о том, что Шеина Ю.В. не является субъектом административного правонарушения, несостоятельны.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ управление ГБУЗ Пермского края "данные изъяты" осуществляется его руководителем - главным врачом Учреждения Шеиной Ю.В, которая является постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом учреждения, осуществляет руководство им и несет ответственность за его деятельность. Тем самым, на главного врача ГБУЗ Пермского края "данные изъяты" возложены организационно-распорядительные полномочия, в том числе контроль за выполнением работником учреждения, осуществляющим учет, хранение, передачу наркотических средств и психотропных веществ на уничтожение, своих служебных обязанностей, следовательно, Шеина Ю.В. является должностным лицом, которое может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, основаны на ошибочном толковании норм закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности должностных лиц, предусмотренной ч. 1 ст. 19.20 названного Кодекса, составляет один год.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Допущенные Шеиной Ю.В. нарушения лицензионных требований, являются длящимися и выявлены по результатам проверки, проведенной прокуратурой Мотовилихинского района 17.07.2020.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек на момент вынесения мировым судьей 19.11.2020 постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Таким образом, порядок и срок давности привлечения Шеиной Ю.В. к административной ответственности соблюдены.
Доводы о привлечении за данное правонарушение к административной ответственности учреждения несостоятельны, поскольку ответственность должностного лица за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает вне зависимости от вины юридического лица и не исключает привлечение самого должностного лица к административной ответственности в силу ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что действия Шеиной Ю.В. подлежали квалификации по ч. 2 ст. 19.20 либо по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неверном толковании норм права и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При возбуждении дела об административном правонарушении 07.08.2020 у прокурора отсутствовали сведения о наличии лицензии по обороту (перевозке) наркотических средств и психотропных веществ, в связи с чем, действия главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Ю.В. правомерно квалифицированы по ч. 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Ю.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Шеиной Ю.В. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка всем доводам жалобы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Шеина Ю.В. о месте и времени рассмотрения была извещена надлежащим образом. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, не допущено, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N3 Мотовилихинского судебного района города Перми от 19 ноября 2020 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда города Перми от 02 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская поликлиника N7" Шеиной Юлии Владимировны оставить без изменения, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "данные изъяты" Шеиной Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.П. Ермолаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.