Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" Замятина Н.Н. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N06-396/2020 от 14 сентября 2020 года, решения Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты- Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты" N 06-396/2020 от 14 сентября 2020 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - ООО "Газпромнефть-Хантос") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры от 14 декабря 2020 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 февраля 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица Природнадзора Югры оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ООО "Газпромнефть-Хантос" Замятина Н.Н. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.200 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту также - Правила). Правилами установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
При рассмотрении дела установлено, что сотрудниками Природнадзора Югры в период с 03 августа 2020 года по 05 августа 2020 года с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на основании распоряжения уполномоченного лица заместителя руководителя Природнадзора Югры от 27.07.2020 N 06-254/2020 проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, в ходе которого установлено, что 03.08.2020 на участке лесного фонда, расположенном в квартале N 416 выделе N 1 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела-лесничества обнаружен факт использования участка лесного фонда под площадной объект. Площадка свободна от лесных насаждений. В ходе патрулирования вышеуказанного лесного участка зафиксировано место размещения заготовленной древесины в непосредственной близости на расстоянии 1 метра от прилегающего хвойного леса. Лиц, производивших рубку древесины, не обнаружено.
Координаты места размещения древесины в непосредственной близости от прилегающего хвойного леса в системе определены WGS-84 определены и указаны. Обнаруженные обстоятельства зафиксированы с помощью видеосъемки, с приложением фототаблицы.
Указанный лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, предоставлен обществу по договору аренды лесного участка N "данные изъяты" от 01 марта 2019 с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых под объект: "Объекты обустройства Западно-Зимнего лицензионного участка. Производственная база", а также на основании договора аренды лесного участка от 01 марта 2019 года N "данные изъяты" с целью заготовки древесины.
Обществом поданы лесная декларация N 79-лд от 20.12.2019, лесная декларация N 140-лд от 20.12.2019, согласно которым заявлено, что арендатором по указанным договорам аренды лесного участка с 01.01.2020 по 31.12.2020 общество использует леса для заготовки древесины.
С 25 апреля 2020 года приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 02.04.2020 N 13-нп на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлен пожароопасный сезон.
Распоряжением правительства ХМАО-Югры от 06.07.2020 N 395-РП с 6 июля 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры введен особый противопожарный режим.
Распоряжением правительства ХМАО-Югры от 14.08.2020 N 3467-рп с 6 июля 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры особый противопожарный режим отменен с 14.08.2020.
Таким образом в период с 06.07.2020 до 14.08.2020 на территории Ханты- Мансийского автономного округа-Югры действовал особый противопожарный режим, в течение которого выявлено нарушение Правил на площадке на лесном участке, предоставленном в аренду обществу.
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела, исследованных судами доказательств, что послужило основанием для привлечения ООО "Газпромнефть-Хантос" к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица, судей районного суда и суда округа о наличии в действиях ООО "Газпромнефть-Хантос" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Газпромнефть-Хантос" состава вмененного административного правонарушения (в том числе в части того, что оно не является надлежащим субъектом, не совершало действия, образующие объективную сторону административного правонарушения) являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
ООО "Газпромнефть-Хантос" в силу договоров аренды использует предоставленный ему во временное пользование лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации с осуществлением мер по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов.
Из положений п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что установленные ими единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.
В ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации приведены виды использования лесов, к числу которых относятся, помимо прочего, заготовка древесины, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
С учетом указанных норм ООО "Газпромнефть-Хантос", именно как лицо, осуществляющее деятельность по использованию лесов на переданном ему в соответствии с договорами аренды в пользование лесном участке, было обязано соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, но их при осуществлении своей деятельности не соблюдало, а потому является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах арендатором лесного участка ООО "Газпромнефть-Хантос" не предпринято, поскольку у общества, как пользователя лесного участка, осуществляющего деятельность по использованию лесов, имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, но допустив бездействие, в том числе в части осуществления должного контроля за действиями подрядчиков по заготовке древесины, общество не приняло всех зависящих мер по их соблюдению. Сведений о передаче обязанностей по договору аренды иному лицу, в том числе подрядной организации по договору подряда на выполнение строительно-монтажных работ "Строительство объектов энергообеспечения месторождения им. А.Жагрина" от 18.06.2019 N "данные изъяты" в порядке, предусмотренном п. п. "б", "к" п. 3.4 договора аренды, а также о заключении соглашения об установлении сервитута обществом не представлено.
Доводы о том, что место совершения административного правонарушения, расстояние между местом размещения заготовлено древесины и прилегающими лесными насаждениями, не установлено, являются несостоятельными. Так, из акта обследования лесного участка от 06.08.2020 N 06-254/2020 усматривается, что, в процессе проведения обследования применялись фотокамера Fujifilm FinePix XR120, навигатор Garmin Gpsmap60Сx, рулетка измерительная ADA Metal-Nylon30 (заводской номер 336). Посредством данных координат должностным лицом административного органа была осуществлена привязка к квартальной сетке, в связи, с чем местом совершения вменяемых нарушений определен выдел N1 квартала N 416 Болчаровского урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела-лесничества, а также определено место размещения заготовленной древесины от прилегающего хвойного леса, а именно на расстоянии 1 метра.
Доводы жалобы о том, что обследование лесного участка произведено без участия представителя общества, подлежат отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение). На основании пункта 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства. В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной 7 сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора является проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.
Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя юридического лица при надлежащем уведомлении последнего уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола представителю вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности.
Назначенное административное наказание является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судьи районного суда и суда округа, проверили дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N06-396/2020 от 14 сентября 2020 года, решения Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 декабря 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" Замятина Н.Н. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.П. Ермолаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.