Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" Глуховой С.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 23 ноября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 16 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 16 февраля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" (далее - ООО "Феникс-Групп", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ООО "Феникс-Групп" Глухова С.С. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закон об объектах культурного наследия строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 N713-р "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения" в указанный список включено Управление КЦБК, конец 1920-х гг. "данные изъяты"
Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 08.08.2017 N СЭД-55-01-05-151 установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управление КЦБК", расположенного по адресу: "данные изъяты", режим использования территории данного объекта культурного наследия, предмет охраны объекта культурного наследия. Территория объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Управление КЦБК", согласно приложению, устанавливается по северной, восточной и южной границам земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" и по условной линии, соответствующей западной границе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 26.06.2018 N СЭД-55-01-05-342 утверждены текстовое и графическое описание местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия "Управление КЦБК", в соответствии с которым границы защитной зоны объекта культурного наследия "Управление КЦБК", расположенного по адресу: "данные изъяты", устанавливаются на расстоянии 100 м от границ территории объекта культурного наследия, утвержденных Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 08.08.2017 N СЭД-55-01-05-151.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Нарушением может являться как противоправное действие - проведение лицом самовольных действий без согласованной проектной и разрешительной документации государственного органа охраны объектов культурного наследия, так и противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении лицом установленной законом обязанности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований об охране объектов культурного наследия.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины.
Из материалов дела следует, что ООО "Феникс - Групп" на основании муниципального контракта N4А от 10.02.2020, заключенного с МКУ "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского муниципального района (заказчик) приняло на себя обязательство выполнить по заданию заказчика работы по ремонту покрытия проезжей части ул. Шоссейная от ул. Школьная - ул. Геофизиков до ул. Николая Островского - ост. Мясокомбинат. Содержание, объем, технические требования и требования к качеству выполнения работ определяются Техническим заданием, локальными сметными расчетами. Указано на необходимость приступить к работам после установления положительных температур наружного воздуха не ниже +5°С, схода снежного покрова с дороги, окончание работ: не позднее 15.09.2020.
Работы по ремонту дороги в указанный период проводились подрядчиком в отсутствии обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, согласованного с региональным органом охраны объектов культурного наследия - Инспекцией.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ООО "Феникс - Групп" требований законодательства об охране объектов культурного наследия послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Феникс - Групп" вмененного ему административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности, в своей совокупности достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылками на то, что подрядчиком приняты все необходимые меры для выполнения требований законодательства и условий контракта, безосновательны, были предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия.
ООО "Феникс - Групп" могло и должно было знать о необходимости принятия при производстве земляных работ в историческом месте города мер к сохранению объектов культурного наследия. Законодательные акты, регламентирующие сложившиеся правоотношения, находятся в свободном доступе. Отсутствие в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) права собственности на объект культурного наследия, не указывает на то, что объект таковым не является, соответственно, данное обстоятельство вины ООО "Феникс - Групп" не исключает.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения.
Неустранимых сомнений в виновности юридического лица не имеется, положения ст. ст. 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено судьей районного суда с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе судьей краевого суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 23 ноября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 16 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Феникс-групп" Глуховой С.С. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.П. Ермолаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.