Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Ильина Александра Витальевича - Руфа А.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ирбитского судебного района Свердловской области от 29 декабря 2020 года, решение судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Агрофирма "Ирбитская" Ильина Александра Витальевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 Ирбитского судебного района Свердловской области от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 марта 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Ирбитская" (далее - ООО Агрофирма "Ирбитская") Ильин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ильина А.В. - Руф А.С. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) перечисленные в данном пункте сведения.
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Из материалов дела следует, что 16.10.2020, в 00:01, Ильин А.В, являющийся директором Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Ирбитская", расположенного по адресу: "данные изъяты", в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", представил в органы Пенсионного фонда Российской Федерации неполные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (Сведения по форме СЗВ- М) за апрель 2020 года, предоставив Сведения по форме СЗВ- М первоначально 15 мая 2020 года на 459 застрахованных лиц, 19 октября 2020 года предоставив Сведения по форме СЗВ- М (тип дополняющая) на 1 застрахованное лицо, на которого такие сведения ранее не предоставлялись.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ильина А.В. как должностного лица, в значении, предусмотренном статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении, предусмотренным статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для привлечения его к административной ответственности.
Обстоятельства совершения должностным лицом Ильиным А.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы об отсутствии в действиях Ильина А.В. состава административного правонарушения несостоятельны.
С учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу своей должности директора общества Ильин А.В. является лицом ответственным за представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а потому надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом имеющиеся в деле доказательства подтверждают наличие в его действиях (бездействии) объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сведения на 1 застрахованное лицо, указанные в "дополняющей" форме СЗВ-М за февраль 2018 года, представлены с нарушением установленного законом срока.
Доводы жалобы, что представление дополняющей формы 19 октября 2020 года направлено до обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения и вины Ильина А.В. в его совершении.
Действительно, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, а в силу пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н) финансовые санкции к такому страхователю не применяются при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и самостоятельном представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В тоже время, к рассматриваемому случаю привлечения должностного лица Ильина А.В. к административной ответственности данные нормативные положения не применимы, поскольку касаются возможности освобождения страхователя (которым применительно к рассматриваемой ситуации является общество) от финансовой ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде финансовой санкции в отношении каждого застрахованного лица, а не от административной ответственности должностного лица.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок. Ссылки на сложившийся правоприменительный подход об освобождении страхователей от финансовой санкции в случае самостоятельного выявления и устранения ими ошибок, не свидетельствуют о необоснованности привлечения к административной ответственности на основании статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директора ООО "Агрофирма "Ирбитская" Ильина А.В, своевременно не исполнившего предусмотренную пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 N 8-П наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
В силу изложенного, приведенные заявителем доводы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с самостоятельным исправлением ошибок, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения от административной ответственности конкретного должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную нормой закона обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не допущено. Доводы о ненадлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и мотивированно отклонены.
В силу статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При рассмотрении дела установлено, что о составлении протокола Ильин А.В. уведомлялся телефонограммой по телефону, принадлежащему Ильину А.В, то есть надлежащим способом. Незначительное расхождение времени фактического соединения и времени, указанного в телефонограмме, не ставит под сомнение ее допустимость и достоверность изложенных в ней сведений. Детализация телефонных соединений также подтверждает обстоятельства соединения с телефонных номеров, принадлежащих административному органу, с Ильиным А.В. Кроме того, Ильин А.В. уведомлялся о времени и месте составления протокола путем направления уведомления по месту работы. При таких обстоятельствах, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о надлежащем уведомлении Ильина А.В. о времени и месте составления протокола.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, вопреки мнению заявителя, при надлежащем извещении в отсутствие Ильина А.В. Копия протокола направлена в его адрес. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол об административном правонарушении не содержит.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N4 Ирбитского судебного района Свердловской области от 29 декабря 2020 года, решение судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 12 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Ирбитская" Ильина Александра Витальевича оставить без изменения, жалобу защитника Ильина Александра Витальевича - Руфа А.С. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.