Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского областного суда от 20 января 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть-Сибирь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора по Уральскому федерального округу от 14 сентября 2020 года N 03-01-08/118-2020, оставленным без изменения решением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 05 ноября 2020 года, акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - АО "Транснефть-Сибирь") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 20 января 2021 года
постановление должностного лица от 14 сентября 2020 года N 03-01-08/118-2020 и решение судьи суда первой инстанции от 05 ноября 2020 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" ставит вопрос об отмене судебного акта областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Акционерное общество "Транснефть-Сибирь", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст.30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, возражения на жалобу не представило.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО "Транснефть-Сибирь" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил выявленный в ходе проведенной в период с 22 июня по 21 июля 2020 года должностными лицами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора внеплановой выездной проверки факт разлива нефти на земельном участке, расположенном с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в результате поломки сооружения "Участок магистрального нефтепровода "Сургут-Полоцк" 837-901 км, принадлежащее АО "Транснефть-Сибирь", что привело к загрязнению почвы нефтепродуктами.
При рассмотрении дела судья областного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Транснефть-Сибирь" состава административного правонарушения, в связи, с чем прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела судья пришел к выводу, что из текста постановления о назначении обществу административного наказания не следует, какое именно из 2 альтернативных правонарушений, предусмотренных фабулой ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершило общество. Управлением Росприроднадзора не указано, какие именно меры по соблюдению правил и норм не были приняты обществом при наличии возможности для их соблюдения.
Между тем выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, вызывают сомнения в связи со следующим.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, указанного в ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а также в порче земель в результате нарушения правил обращения с агрохимикатами, пестицидами или иными опасными для окружающей среды и здоровья людей веществами и отходами производства и потребления.
В силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно Методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель, утв. Роскомземом, Минприроды России, Минсельхозпродом России и согласованным РАСХН (письмо Роскомзема от 27 марта 1995 года N 3-15/582), деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Одним из наиболее существенных типов деградации почв и земель с учетом их природы, реальной встречаемости и природно-хозяйственной значимости последствий является технологическая (эксплуатационная) деградация, в том числе нарушение земель.
Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.
Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геолого-разведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Состоявшееся по настоящему делу решение судьи областного суда не отвечает указанным выше требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела судьей областного суда не учтено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п. п. 1 и 2 ч. 1 указанной статьи поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, исходя из положений названной нормы, доказательствами могут быть любые данные, которые получены с соблюдением требований законодательства.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дела судебными инстанциями были изучены представленные в материалы дела доказательства, что отражено в вышеуказанных судебных актах, включая: экспертное заключение от 07.07.2020 N 29, акт 21 ПЧ отбора пробы почвы от 19.06.2020, акт 22 ПЧ отбора пробы почвы от 19.06.2020, протокол количественного химического анализа почв Ха 21 ПЧ от 02.07.2020, протокол количественного химического анализа почв N 22 АПЧ ОТ 02.07.2020 (исправленный N 22 ПЧ от 02.072020 г.), акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемой природной территории, лесного участка, земельного участка, акватории водоема от 19.06.2020 N 12-09-05/7.
Согласно акту обследования с фототаблицей, отобрано 6 проб почвы на содержание нефтепродуктов, при натурном обследовании территории, расположенной с юго-западной стороны земельного участка установлен факт разлива нефтепродуктов.
По результатам проведенного количественного химического анализа почв, отобранных на территории, расположенной с юго-западной стороны от земельного участка с КН "данные изъяты", в соответствии с протоколами количественного химического анализа почв установлено следующее. В пробах почвь: выявлены превышении фонового содержания нефтепродуктов в почве.
Согласно экспертному заключению от 07.07.2020 N 29 полученные результаты количественного химического анализа почв на территории свидетельствуют о существенном загрязнении почвы нефтепродуктами. Пропитывание нефтью почвенной массы приводит к изменениям в химическом составе, свойствах и структуре почв. Прежде всего, это сказывается па гумусовом горизонте, загрязнение почвы оказывает крайне негативное влияние на рост и развитие растений. При этом, основными факторами являются токсичное действие углеводородов нефти и изменение физико-химическнх свойств почвы. Обволакивание нефтью почвенных частиц препятствует миграции подвижных форм фосфора, азота, калия я других незаменимых элементов в раствор и тем самым может вызвать угнетение растений за счет недостатка элементов питания. Разливы нефти могут оказать как быстрое, так и длительное влияние на птиц и млекопитающих местах их обитания (прием пищи, изменение среды обитания).
Факт разлива нефти АО "Транснефть-Сибирь" не оспаривался.
Согласно протоколу об административном правонарушении N03-01-08/118-2020 от 11.08.2020 событие административного правонарушения выразилось в порче земель в результате нарушения правил эксплуатации объекта МН "Сургут - Полоцк" 839 км Урайского УМН АО "Транснефть-Сибирь", что также подтверждается актом технического расследования причин инцидента, произошедшего в Урайском АО "Транснефть-Сибирь" от 24.06.2020.
Представленные в материалы дела доказательства, отражающие обстоятельства, выявленных сотрудниками природнадзора в ходе проверки проведенной с 22 июня 2020 года по 21 июля 2020 года признаков правонарушения, судьей областного суда исследованы не были, оценки в решении от 20 января 2021 года не получили.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей областного суда при рассмотрении настоящего дела не были соблюдены требования ст. ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Свердловского областного суда от 20 января 2021 года подлежит отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное, надлежащим образом исследовать вопрос о виновности юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статей 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Свердловского областного суда от 20 января 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Транснефть-Сибирь", отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.