Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ермолаевой Л.П, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2021 года по административному делу N 2а-94/2020 по иску прокурора города Лабытнанги к Администрации города Лабытнанги о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, мнение прокурора Москвитина Н.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Лабытнанги, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации муниципального образования города Лабытнанги (далее - Администрация) с требованиями:
- признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования города Лабытнанги, в неприведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- обязать Администрацию принять меры к разработке, утверждению и согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО генеральной схемы очистки территории муниципального образования города Лабытнанги;
- обязать Администрацию привести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями законодательства и разместить его на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет";
- обязать Администрацию принять меры к приведению мест (площадок) накопления ТКО, поименованных в иске по 157 адресам, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года административный иск удовлетворен в части. На Администрацию города Лабытнанги возложена обязанность принять меры к приведению в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 мест (площадок) накопления ТКО в городе Лабытнанги по адресам: ул. Киевская дома NN 28, 34, 34а; ул. Клубная дом N 21, ул. Ковалева дома NN 5, 9, 11 "Б", 11 "В", 13 "А", 13 "И", 13 "В", 15 "А", 15 "Б", 15 "Г"; ул. Комсомольская дома NN 9, 11 "А", 13, 21; ул. Корчагинцев дома NN 5 "А", 16, 17 "Б", 19, 20, 34; пер. Космонавтов дома NN 4, 15, 16, 22; ул. Ленина дома NN 7, 10 "А", 17; пер. Ленинский дома NN 2 "а", 3, 4, 8; ул. Майская дом N 11; ул. Мира дома NN 6, 10, 14; пер. Молодежный дома NN 3, 11; ул. Обская дома NN 12 "Б", 55, 73 "А"; ул. Овражная дом N 3; ул. Озёрная дома NN 2/14, 4, 5 "А", 9; ул. Октябрьская дома NN 3 "А", 8; ул. Орлова дома NN 1, 25 "А", 32 "А", 35; ул. Первомайская дома NN 5 "А", 61; пер. Парковый дом N 24; пер. Первомайский дома NN 11, 15, 32; ул. Пионерская дома NN 1, 13; ул. Поисковая дома NN 3, 6, 7, 14, 16, 17; ул. Полярная дома NN 4, 10, 33, 37, 43; ул. Почтовая дом N 1 "А"; ул. Рабочая дома NN 32, 33, 46, 48; ул. Революции дома NN 4, 6, 8, 8 "А", 15; ул. Речная дом N 27; ул. Рижская дома NN 11, 13, 17, 27, 31; пер. Солнечный дома NN 3, 11; ул. Северная дома NN 10 "А", 12 "Б", 33; ул. Советская дома NN 15, 17, 24 "А", 30; ул. Совхозная дом N 20; ул. Совхозная (балки); ул. Строителей дома NN 6, 7, 7 "А", 10, 17, 18, 19; ул. Студенческая дома NN 17 "А", д. 17 "Б", 19, 19 "В"; пер. Таежный дома NN 10, 25, 32, 33 "А", 35, 40 "А"; ул. Тюменская дома NN 10, 47; пер. Уральский дома NN 1, 14; ул. Ханымей дом N 1; ул. Ханымейское шоссе дома NN 5, 19; ул. Центральная дома NN 19 "А", 29, 37, 38, 42; ул. Ямальская дома NN 13, 18; ул. 40 лет Победы дом N 3.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июля 2020 года указанный судебный акт отменен в части с принятием нового решения, которым требования административного истца в полном объеме оставлены без удовлетворения. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июля 2020 года отменено в части разрешения требований прокурора о возложении на Администрацию города Лабытнанги обязанности принять меры к приведению мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. В указанной части дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В остальной части решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июля 2020 года оставлены без изменения.
По результатам повторного рассмотрения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Лабытнанги - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда второй инстанции как вынесенных при неправильном применении норм материального права.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Администрация указывает, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, поименованных в решении суда первой инстанции, в силу положений вышеназванных нормативных актов, несут организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома. Просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении иска прокурора в данной части отказать.
Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа представила письменные возражения на доводы жалобы.
Администрация г. Лабытнанги, заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Администрацией г. Лабвтнанги к кассационной жалобе приложены дополнительные доказательства - копии договоров управления многоквартирными домами. Поскольку в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, названные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Закон об отходах производства и потребления в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, которым на Администрацию города Лабытнанги возложена обязанность принять меры к приведению 132 площадок накопления ТКО в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа исходила из того, что представленные Администрацией документы не свидетельствуют о том, что спорные площадки накопления ТКО относятся к общедомовому имуществу собственников помещений многоквартирных жилых домов, тогда как согласно направленным в адрес прокурора письмам управляющих компаний, площадки накопления ТКО на придомовых территориях не располагаются, тем самым обязанность по их приведению в соответствие с санитарными правилами лежит на Администрации.
Названные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованными.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Постановлением Правительства РФ от 31.08. 2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила N 1039).
Согласно пункту 5 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии определена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества)
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования упомянутых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
При оценке представленных прокурором писем управляющих компаний об отсутствии мест (площадок) накопления ТКО на придомовых территориях обслуживаемых ими многоквартирных домов, указанные нормы законодательства судами во внимание не приняты.
Суды так же не исследовали и не дали оценки сведениям, содержащимся в реестре мест (площадок) накопления ТКО, утвержденном распоряжением заместителя начальника МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" от 15 октября 2019 года N 3 (т. 1 л.д. 113-174), и сведениям, содержащимся в новой редакции указанного реестра, с учетом изменений, внесенных распоряжением N 3 от 14 февраля 2020 года (т. 1 л.д. 217-250, т. 2 л.д. 1-10), в соответствии с которыми часть мест (площадок) накопления ТКО передана из состава находящихся в государственной неразграниченной собственности в состав принадлежащих собственникам помещений в МКД.
Судом не выяснены основания такой передачи и её обоснованность.
Кроме того судом не дана оценка факту наличия целого ряда (более 60) мест (площадок) накопления ТКО, принадлежность которых собственникам помещений в МКД и иным частным собственникам, согласно представленным реестрам, не изменилась, вместе с тем обязанность по приведению их в надлежащее состояние возложена на Администрацию.
Судом апелляционной инстанции, при повторном рассмотрении дела, было верно отмечено, что в случае, если контейнерная площадка обслуживает многоквартирный дом и расположена в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами, данная контейнерная площадка является общим имуществом собственников помещений.
Сведения о таких земельных участках, с описанием располагающихся на них объектов, установленные, в том числе, в результате обследования земельных участков, прокурором не представлены, судом у административного истца не истребованы.
Принимая во внимание представленные прокурором справки управляющих компаний об отсутствии на придомовых территориях мест (площадок) накопления ТКО, суды не проверили соответствие указанной информации фактическим обстоятельствам.
Вместе с тем содержащаяся в названных справках информация в ряде случаев противоречит информации, представленной этими же управляющими компаниями в ответ на запрос Администрации о расположении мест накопления ТКО на придомовой территории (л.д. 195, 199-202, 220).
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3), доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4).
Обязанность подтвердить факт того, что содержащаяся в представленных доказательствах информация соответствует действительности, возлагается на лицо, представившее доказательство, которое обязано подтвердить, в том числе, достоверность, относимость и допустимость каждого доказательства.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Судебная коллегия усматривает, что судами названные требования законодательства не исполнены, решение постановлено без установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, выводы судов основаны на противоречивых доказательствах.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, установить существенные для правильного рассмотрения дела и входящие в предмет доказывания обстоятельства, дать им надлежащую юридическую оценку и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года в части разрешения требований прокурора о возложении на администрацию г. Лабытнанги обязанности принять меры к приведению мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 26 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.