Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3425/2020 по иску Быкова Сергея Павловича, Быковой Веры Александровны к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из Единого списка на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке участников программы, по кассационной жалобе Быкова Сергея Павловича, Быковой Веры Александровны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, объяснения Быкова С.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Быков С.П, Быкова В.А. обратились в суд с иском к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения АО "Ипотечное агентство Югры" от 17 апреля 2020 года N СУ-2759 об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки; возложении обязанности восстановить в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы" на получение субсидии на вновь рожденного ребенка Быкова И.С, 2013 года рождения, с учетом изменения очередности с момента исключения.
В обоснование заявленных требований указали на то, что 30 января 2008 года Комитетом по молодежной политике администрации города Нягани в составе семьи: Быков С.П, Быкова В.А, и "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, были признаны участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы". 14 февраля 2008 года истцы обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой "Ипотечное жилищное кредитование" Программы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы". Уведомлением от 15 февраля 2008 года N 93 истцы были поставлены на учет для предоставления государственной поддержки по программе "Ипотечное жилищное кредитование" составом семьи: Быков С.П, Быкова В.А, "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения. 21 апреля 2008 года между истцами, ответчиком и ОАО "Сбербанк России" заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору N 43701 от 11 апреля 2008 года, согласно которому ипотечное агентство обязалось компенсировать часть процентной ставки за пользование суммой кредита. В декабре 2008 года на ребенка Быкова Н.С. истцам предоставлена субсидия. По договору участия в долевом строительстве истцами было приобретено жилое помещение - трехкомнатная квартира по адресу: "данные изъяты", общей площадью 75, 8 кв.м. В 2013 году у истцов родился второй ребенок - "данные изъяты".
Пользуясь правом, предоставленным п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз, истцы обратились с заявлением в ОАО "Ипотечное агентство Югры" о предоставлении субсидии на вновь рожденного ребенка для погашения задолженности по ипотечному кредитному договору. 17 апреля 2020 года ответчиком принято решение об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий). По мнению АО "Ипотечное агентство Югры" утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий после оформления в собственность 23 октября 2015 года жилого помещения по адресу: "данные изъяты" общей площадью 59, 90 кв.м, и наличием с 12 апреля 2012 года в собственности жилого помещения по адресу: "данные изъяты", площадью 33, 70 кв.м, в результате чего, обеспеченность стала составлять более 12 кв.м на каждого члена семьи. Истцы не согласны с данным решением, считают его незаконным и необоснованным.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях АО "Ипотечное агентство Югры" относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что 14 февраля 2008 года истцы обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование", утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 08 февраля 2006 года N 23-п.
Уведомлением от 15 февраля 2008 года истцы поставлены на учет для предоставления государственной поддержки.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 18 Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз, государственная поддержка участников подпрограммы 4 и членов их семей осуществляется в форме компенсации части процентной ставки.
21 апреля 2008 года между истцами, ответчиком и ОАО "Сбербанк России" заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки, в соответствии с которым ответчик взял на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки истцам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита в течение всего срока действия кредитного договора.
31 августа 2009 года истцами заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого истцы приобрели квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты" с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО "Сбербанк России" по кредитному договору N "данные изъяты" от 11 апреля 2008 г.
По состоянию на 02 октября 2020 года ответчиком перечислена компенсация части процентной ставки в размере 631 867, 36 руб.
С 2008 года истцы также являются участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы".
По заявлению от 31 мая 2013 года истцы поставлены на учёт по подпрограмме "Доступное жилье молодым" на вновь рожденного ребенка "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения.
Согласно сведений ЕГРН от 06 февраля 2020 года, в общей совместной собственности истцов в период с 23 октября 2015 года по настоящее время находится жилое помещение общей площадью 59, 9 кв.м по адресу: "данные изъяты", а также в собственности истца Быкова С.П. в период с 12 апреля 2012 года по настоящее время находится жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 33, 7 кв.м.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п, исходил из отсутствия у истцов нуждаемости в улучшении жилищных условий в период с 23 октября 2015 года по настоящее время, и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований в связи с законностью решения ответчика об исключении семьи истцов из Единого списка участников мероприятия.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете нуждаемости семьи истцов, отмену судебных актов не влекут.
Так, с 01 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", которым постановление Правительства ХМАО- Югры N 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Приложение 15).
В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
В соответствии с п. 3 Приложения 15, в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
При определении нуждаемости не учитываются жилые помещения, приобретенные в целях получения субсидии в соответствии с порядком.
Согласно пп. 2 п. 7 Приложения 15 отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.
Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).
Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.
Молодые семьи обязаны уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (п. 5 Порядка).
Порядком также предусмотрено, что документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением молодыми семьями государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, если они не представлены членами молодой семьи, молодым специалистом по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Приложения 15).
Как следует из материалов дела, в 2020 году семья истцов включена в сформированный список претендентов из числа семей, включенных в единый список, предоставивших документы по приобретению (строительству) жилого помещения, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы, в пределах доведенных бюджетных ассигнований по мероприятию на текущий год.
В связи с чем, АО "Ипотечное агентство Югры" в порядке межведомственного взаимодействия были запрошены сведения о наличии у участников на праве собственности жилых помещений.
Согласно сведений ЕГРН от 06 февраля 2020 года, в общей совместной собственности истцов в период с 23 октября 2015 года по настоящее время помимо приобретенной в рамках программы квартиры по адресу: "данные изъяты", находится жилое помещение общей площадью 59, 9 кв.м по адресу: "данные изъяты" а также в собственности истца Быкова С.П. в период с 12 апреля 2012 года по настоящее время находится жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 33, 7 кв.м.
Проверяя нуждаемость истцов, судом обоснованно принято во внимание указанное недвижимое имущество. Так, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истцов отсутствует исходя из следующего расчета: (59, 9 кв.м + 33, 7 кв.м = 93, 6 кв.м. / 4 чел. = 23, 4 кв.м).
Действительно, в силу пп.2 п.7 Приложения 15 граждане исключаются из единого списка в случаях утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком, за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий.
Из материалов дела следует, что жилое помещение общей площадью 59, 9 кв.м, по адресу: "данные изъяты", было приобретено истцами в общую совместную собственность на основании договора купли-продажи квартиры от 21 октября 2015 г, зарегистрировано ограничение права - ипотека в силу закона.
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 26 июля 2017 г. к кредитному договору N "данные изъяты" от 11.04.2008 г. указанная выше квартира предоставлена ПАО "Сбербанк России" в залог взамен ранее приобретенной в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий квартиры в соответствии с договором участия в долевом строительстве N "данные изъяты" от 31 августа 2009 г.
Вопреки доводам жалобы, как обоснованно и правомерно указал суд апелляционной инстанции, замена предмета залога в кредитном договоре не подтверждает факт приобретения спорной квартиры площадью 59, 9 кв.м в рамках участия в подпрограмме в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий, каких-либо дополнительных соглашений к трехстороннему соглашению о компенсации процентной ставки по ипотечному кредитному договору N "данные изъяты" от 11 апреля 2008 г. в связи с приобретением в собственность указанной квартиры не заключалось.
При таких обстоятельствах, после приобретения в собственность жилого помещения общей площадью 59, 9 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", истцы утратили нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как указанное жилое помещение не является жилым помещением, приобретенным после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий, и подлежит учёту при расчёте нуждаемости.
В связи с утратой нуждаемости в улучшении жилищных условий, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Быкова С.П. и Быковой В.А.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Быкова Сергея Павловича, Быковой Веры Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.