Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1853/2020 по иску Зиновьевой Венеры Рифкатовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зиновьева В.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонному) (далее по тексту - УПФР) о признании незаконным решения об установлении пенсии в размере 9 425, 50 руб, включении в страховой стаж периодов работы: с 8 октября 1981 года по 12 августа 1983 года в должности техника ДПКТБ "Спецавтоматика", с 20 октября 1983 года по 23 октября 1984 года в должности библиотекаря в отделе обработки патентного фонда Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ) Таджикского Научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований (ТаджикНИИНТИ), с 28 ноября 1984 года по 23 июля 1999 года в должностях экономиста, ведущего специалиста ПФО, заведующей спецсектора Республиканской Базы спецмедснабжения, возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет пенсии с учетом данных периодов работы, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что 6 февраля 2020 года ей была назначена страховая пенсия по старости, однако при определении её размера не учтены названные периоды её работы, что привело к уменьшению размера пенсии, несмотря на то, что ею предоставлена трудовая книжка и справки работодателей.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 1 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2021 года, решение УПФР N 200000059254/56609/20 от 23 июля 2020 года об установлении Зиновьевой В.Р. пенсии в части определения размера пенсии признано незаконным, на УПФР возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения, включив в страховой стаж Зиновьевой В.Р. периоды работы: с 08 октября 1981 года по 12 августа 1983 года, с 20 октября 1983 года по 23 октября 1984 года и с 28 ноября 1984 года по 11 сентября 1987 года и с 11 марта 1989 года по 23 июля 1999 года, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ответчик УПФР ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
От Зиновьевой В.Р. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, действующей с 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону).
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Зиновьева В.Р. 8 октября 1981 года была принята на работу на должность техника ДПКТБ "Спецавтоматика", 12 августа 1983 года уволена по собственному желанию, 20 октября 1983 года зачислена (приписан предлог "на") должность библиотекаря в отдел обработки патентной документации Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ) Таджикского Научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований (ТаджикНИИНТИ) на время отсутствия другого работника, уволена 23 октября 1984 года по собственному желанию; 26 ноября 1984 года зачислена на должность экономиста Республиканской Базы спецмедснабжения, 3 декабря 1994 года переведена на должность ведущего специалиста ПФО, 20 января 1997 года переведена на должность заведующей спецсектора, 26 июля 1999 года уволена по собственному желанию.
22 января 2020 года Зиновьева В.Р, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 22 апреля 2020 года N 56609/20 в связи с необходимостью направления соответствующего запроса в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения в целях подтверждения данных о стаже (заработной плате) за периоды, протекавшие на территории этих государств, приостановлен срок рассмотрения заявления Зиновьевой В.Р. с 22 апреля 2020 года до завершения проверки, но не более чем до 22 июля 2020 года.
Решением пенсионного органа от 23 июля 2020 года N 200000059254/56609/20 Зиновьевой В.Р. на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена страховая пенсия по старости с 6 февраля 2020 года в размере 3739, 25 руб, фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 5886, 25 руб, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 9425, 50 руб.
Из таблицы "Данные о стаже" Зиновьевой В.Р. усматривается, что в ее страховой стаж включены периоды работы на территории Республики Таджикистан с 8 декабря 1999 года, при этом в страховой стаж не включены периоды её работы: с 8 октября 1981 года по 12 августа 1983 года в должности техника ДПКТБ "Спецавтоматика", с 20 октября 1983 года по 23 октября 1984 года в должности библотекаря в отделе обработки патентного фонда Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ) Таджикского Научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований (ТаджикНИИНТИ), а также из периода работы с 28 ноября 1984 года по 23 июля 1999 года в должностях экономиста, ведущего специалиста ПФО, заведующей спецсектора Республиканской Базы спецмедснабжения был включен только период с 11 сентября 1987 года по 10 марта 1989 года - период ухода за ребенком по пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Справкой, выданной Государственным учреждением - Национальный патентно-информационный центр от 1 августа 2019 года N 31, подтверждено, что Зиновьева В.Р, "данные изъяты" года рождения, в период с 20 октября 1983 года (приказ N 158-к от 21 октября 1983 года) по 23 октября 1984 года (приказ N 156-к от 22 октября 1984 года) работала на должности библиотекаря в отделе обработки патентного фонда Республиканской научно-технической библиотеки Таджикского Научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований. В соответствии с постановлением Совета Министров Таджикской ССР за N 184 от 10 июля 1981 года Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) Таджикского института научно-технической информации и пропаганды (Таджик ИНТИ) была переименована в РНТБ Таджикского Научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований (Таджик НИИНТИ). В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Таджикистан N 242 от 28 мая 1993 года на базе РНТБ Таджик НИИНТИ была создана Государственная патентно-техническая библиотека (ГПТБ) Национального патентно-информационного центра Республики Таджикистан (НПИЦцентр).
Из справки Государственного учреждения - Национальный патентно-информационный центр от 10 сентября 2019 года усматривается, что сумма заработка, включая ежемесячные премии, доплаты и надбавки, без учета квартальных, полугодовых премий, доплат и вознаграждений (без указания валюты) Зиновьевой В.Р. в должности библиотекаря составила в 1983 году: за октябрь - 32, за ноябрь - 80, за декабрь - 61, 82, в 1984 году: за январь - 80, за февраль - 65, 56, за март - 80, за апрель 72, 37, за май - 80, за июнь - 80, за июль - 66, 88, за август - 80, за сентябрь - 132.
В соответствии с повторной справкой Государственного учреждения "Республиканская база специального медицинского назначения" от 25 октября 2019 года N 18 Зиновьева В.Р. работала в период с 28 ноября 1984 года по 23 июля 1999 года в должности экономиста Республиканской базы спецмедснабжения (в настоящее время - Государственное учреждение "Республиканская база специального медицинского назначения"), временно исполняла обязанности кассира и главного бухгалтера учреждения, о чем свидетельствуют соответствующие записи в книге приказов учреждения тех лет. Информация о заработной плате, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении, не представлена по причине утери части бухгалтерской документации 80-90 годов, в частности, книги начислений заработной платы до 2003 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным решения, возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периоды работы в Республике Таджикистан с 8 октября 1981 года по 12 августа 1983 года, с 20 октября 1983 года по 23 октября 1984 года, с 28 ноября 1984 года по 11 сентября 1987 года, с 11 марта 1989 года по 23 июля 1999 года, произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения с учетом спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в эти периоды подтвержден записями в трудовой книжке Зиновьевой В.Р, принадлежность которой истцу установлена. Кроме того, суд указал, что спорные периоды работы имели место до 1 января 2002 года, Республика Таджикистан является участницей Соглашения от 13 марта 1992 года о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в связи с чем они подлежат включению в страховой стаж Зиновьевой В.Р. на территории Российской Федерации независимо от уплаты страховых взносов.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что спорные периоды, включенные судом в страховой стаж истца, имели место до 1 января 2002 года, поэтому обязательного подтверждения стажа работы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование справкой компетентного органа Республики Таджикистан нормативно не предусмотрено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), которое подписано Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
В соответствии со статьями 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статьей 5 Соглашения предусмотрено, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Согласно статье 8 Соглашения органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", - возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Порядок установления страховых пенсий определён статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно части 1 которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчёт стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности, в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся трудовые книжки, справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что справки о работе не могут быть приняты во внимание, поскольку в них не указано основание выдачи, печати на иностранном языке, не указана дата рождения лица, на которое выдана справка от 12 марта 2019 года, отсутствуют сведения о последовательности реорганизации и на каком основании произошла реорганизация, суд апелляционной инстанции указал, что сведения, изложенные в справках, не противоречат данным о периодах работы, содержащимся в трудовой книжке Зиновьевой В.Р.
Учитывая, что факт работы Зиновьевой В.Р. с 8 октября 1981 года по 12 августа 1983 года, с 20 октября 1983 года по 23 октября 1984 года и с 28 ноября 1984 года по 11 сентября 1987 года и с 11 марта 1989 года по 23 июля 1999 года подтвержден трудовой книжкой, справками о периодах работы и справкой о заработной плате, судом первой инстанции обоснованно принято решение о возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды в страховой стаж истца.
Доводы заявителя о несогласии с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения иска, необоснованном принятии в качестве доказательств справок, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены, изменения по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.