Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7623/2020 по иску Садретдиновой Рамзии Ринатовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о включении в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении периодов работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Садретдиновой Рамзии Ринатовны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Садретдинова Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Сургуте) о включении в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периодов работы с 08 июля 1998 года по 02 сентября 2012 года в Балтачевской центральной районной больнице, с 17 сентября 2012 года по 24 марта 2015 года, с 01 сентября 2016 года по 16 мая 2017 года, с 18 мая 2017 года по 03 марта 2020 года в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Федоровская городская больница", включении в стаж медицинской деятельности периода работы с 03 января 2001 года по 13 июля 2003 года в качестве медицинского статистика Балтачевской центральной районной больницы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03 марта 2020 года.
В обоснование заявленных требований Садретдинова Р.Р. сослалась на то, что с 09 июля 1998 года осуществляет медицинскую деятельность в сельской местности. 03 марта 2020 года обратилась в УПФ в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФ в г. Сургуте от 11 июня 2020 года ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности. В период с 03 января 2001 года по 13 июля 2003 года работала медицинским статистиком в Балтачевской центральной районной больнице, в сельской местности. Указанная должность отнесена к должностям среднего медицинского персонала. Полагает, спорные периоды подлежат включению в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 года, Садретдиновой Р.Р. в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Садретдинова Р.Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В возражениях на кассационную жалобу представитель УПФ в г. Сургуте просит судебные акты оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрены конкретные должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в частности, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, операционная медицинская сестра в центральных районных больницах. Должность медицинского статиста поликлиники не предусмотрена.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены конкретные должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в частности: акушерка; медицинская сестра палатная (постовая) в больницах всех наименований. Должность медицинского статиста поликлиники не предусмотрена.
В соответствии с пунктами 1-2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Согласно пунктам 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно пунктов 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не может быть включен в стаж лечебной деятельности, в том числе в льготном исчислении.
Как следует из положений Федерального закона "О страховых пенсиях", Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25 сентября 1992 года N 3543-1, разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29), а также разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в случае, если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды после такой регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 03 марта 2020 года Садретдинова Р.Р. обратилась в УПФ в г. Сургуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФ в г. Сургуте от 11 июня 2020 года N 3163 Садретдиновой Р.Р. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности. На дату обращения стаж медицинской деятельности составил 19 лет 07 месяцев 15 дней.
В специальный стаж пенсионным органом не были включены периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми, в отпуске без сохранения заработной платы, командировке, имевшие место с 1999 года по 2016 год.
В специальный стаж истца пенсионным органом не был включен период ее работы с 03 января 2001 года по 13 июля 2003 года в качестве медицинского статистика Балтачевской Центральной районной больницы, поскольку данная должность не предусмотрена Списками.
Садретдинова Р.Р. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01 октября 1998 года.
Как следует из трудовой книжки Садретдинова Р.Р. работала в Балтачевской Центральной районной больнице: с 09 июля 1998 года - заведующей Тыкановским фельдшерским пунктом, с 07 декабря 1998 года - операционной медсестрой хирургического отделения районной больницы, с 03 января 2001 года - медицинским статистом поликлиники, с 14 июля 2003 года - медсестрой детского поста акушерского отделения, с 14 февраля 2006 года по 02 сентября 2012 года - акушеркой акушерского отделения, также работала в муниципальном бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Федоровская городская больница" с 17 сентября 2012 года - акушеркой в хирургическом отделении стационара с оказанием экстренной медицинской помощи, с 09 октября 2012 года - медицинской сестрой палатной (постовой) в хирургическом отделении стационара с оказанием экстренной медицинской помощи, с 18 мая 2018 года по 13 февраля 2020 года - акушеркой в хирургическом отделении стационара.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 03 января 2001 года по 13 июля 2003 года истец работала в качестве медицинского статистика Балтачевской Центральной районной больницы, при этом наименование должности медицинского статистика Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрена; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусмотрена возможность включения периодов отпусков по уходу за ребенком до полутора и трех лет, отпусков без сохранения заработной платы в специальный стаж, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя правомерность решения пенсионного органа в части определения продолжительности специального стажа истца 19 лет 07 месяцев 15 дней, суды пришли к выводу, что стаж исчислен правильно.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Садретдинова Р.Р. о том, что суды не дали правой оценки ее доводам, отраженным в исковом заявлении и данным ее представителем в ходе судебного заседания, чем нарушили пункт 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; судам были предоставлены справки, подтверждающие ее работу в спорные периоды, как в сельской местности, так и льготные условия труда, однако данным документам не дали правовой оценки; не дана оценка справкам администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 09 августа 2019 года N 1223, подтверждающий период работы в сельской местности; судами проигнорировано, что выполненный УПФ в г..Сургуте расчет ее стажа является арифметически неверным, так как без учета спорного периода стаж ее медицинской деятельности в календарном исчислении составляет 20 лет 4 месяца 15 дней, а не 19 лет 7 месяцев 15 дней; после вынесения решения суда ею были получены справки с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Балтачевская центральная районная больница" от 15 сентября 2020 года N 1207 и от 16 сентября 2020 года N 1214, уточняющие период ее работы в качестве заведующей Тыкаковским фельдшерско-акушерским пунктом с 09 июля 1998 года по 02 января 2001 года, в качестве медицинского статиста поликлиники с 03 января 2001 года по 13 июля 2003 года, в качестве медицинской сестры детского поста акушерского отделения с 14 июля 2003 года по 13 февраля 2006 года, в качестве акушерки акушерского отделения с 14 февраля 2006 года по 02 сентября 2012 года, которые она предоставила суду второй инстанции, как и выписки из историй болезней, журнал операций с указанием ее в составе операционных групп и должностей инструкций акушера гинеколога, которым не была дана надлежащая оценка, не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных актов, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании
данной оценки. Между тем в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что, что должность медицинского статиста прямо отнесена к среднему медицинскому персоналу приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1987 года N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов", который действовал до 16 сентября 2016 года; должность медицинского статистика отнесена к среднему медицинскому персоналу номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н, при этом Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрен средний медицинский персонал, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрены конкретные должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в частности, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, операционная медицинская сестра в центральных районных больницах. Должность медицинского статиста поликлиники не предусмотрена.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены конкретные должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, в частности: акушерка; медицинская сестра палатная (постовая) в больницах всех наименований. Должность медицинского статиста поликлиники не предусмотрена.
Как правильно указали суды, отнесение должности медицинского статистика к среднему медицинскому персоналу, само по себе, не свидетельствует о том, что работа в этой должности дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем, по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Пунктом 1 указанного постановления, вступившего в силу с 01 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Учитывая, что работа истца протекала только в сельской местности, льготное исчисление стажа 1 год работы за 1 год и 3 месяца подлежал применению к периодам ее работы имевшим место до 01 ноября 1999 года.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы истца с07 декабря 1998 года по 30 июня 1999 года, установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Льготный порядок исчисления стажа акушеркам акушерских отделений стационаров учреждений здравоохранения (период работы истца с 14 февраля 2006 года по 02 сентября 2012 года) предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведённого расчета специального стажа истца в решении пенсионного органа следует, что периоды работы истца до 01 ноября 1999 года (за исключением периода работы с 07 декабря 1998 года по 30 июня 1999 года) исчислены с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 3 месяца; периоды работы с 07 декабря 1998 года по 30 июня 1999 года и с 14 февраля 2006 года по 02 сентября 2012 года с применением льготы 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Вывод судов о правильном исчислении стажа истца соответствует материалам дела.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Садретдиновой Рамзии Ринатовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.