Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1216/2020 по иску Аношкиной Марины Геннадьевны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Аношкиной Марины Геннадьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Аношкиной М.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аношкина М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.
В обоснование требований указала, что 22 августа 2019 года обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По результатам рассмотрения заявления Управлением было вынесено решение об отказе в назначении пенсии N 1156478/19 от 28 ноября 2020 года, поскольку у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ - 30 лет. С указанным решением истец не согласна.
На основании изложенного, Аношкина М.Г. просила суд признать решение Управления N 1156478/19 от 28 ноября 2020 года об отказе в назначении пенсии незаконным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 июля 1990 года по 01 мая 1993 года в качестве медсестры палатной; с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в качестве врача-лаборанта; также назначить пенсию с даты обращения за ее назначением с 22 августа 2019 года.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июля 2020 года исковые требования Аношкиной М.Г. удовлетворены частично. Решение Управления N 1156478/19 от 28 ноября 2019 года об отказе в назначении пенсии Аношкиной М.Г. признано незаконным. На Управление возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Аношкиной М.Г. периоды работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр"), назначить ей пенсию с 22 августа 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 ноября 2020 года, решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июля 2020 года в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга N 1156478/19 от 28 ноября 2019 года об отказе в назначении пенсии Аношкиной М.Г, обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга, включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") и назначении Аношкиной М.Г. пенсии с 22 августа 2019 года, отменено.
В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Аношкина М.Г. ставит вопрос об отмене указанного апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Представитель ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены апелляционного определения в той части, которой отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении требований.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 22 августа 2019 года Аношкина М.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления N 1156478/19 от 28 ноября 2019 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ 30 лет. По решению ответчика стаж истца на соответствующих видах работ составил 24 года 09 месяцев 20 дней.
Как следует из решения Управления, период работы истца с 01 июля 1990 года по 01 мая 1993 года в должности медицинской сестры палатной в травматологическом отделении в медсанчасти УЗТМ Городской больницы N 14 включен Управлением в стаж истца на соответствующих видах работ в льготном исчислении.
При этом при оценке пенсионных прав истца Управлением из подсчета стажа на соответствующих видах работ были исключены периоды работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр", с 07 июня 2004 года - муниципальное учреждение "Клинический центр "Кардиология", с 14 июня 2006 года - государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Клинико-диагностический центр "Кардиология", с 04 декабря 2008 года - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии").
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица от 25 июня 2020 года, Аношкина М.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16 декабря 1997 года, сведения о спорном периоде работы истца с 13 сентября 1993 года по 13 декабря 1999 года представлены работодателем без кода особых условий труда (л.д. 49-66).
Из трудовой книжки истца, уточняющей справки ГБУЗ СО "Уральский институт кардиологии" от 25 сентября 2017 года следует, что Аношкина М.Г. с 13 сентября 1993 года по 13 декабря 1999 года работала в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" в должности врача-лаборанта экспресс-лаборатории.
За периоды работы выполняла работу в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В спорные периоды отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись; отпусков по уходу за ребенком, простоев по вине работника и работодателя, учебных отпусков не было.
С 08 июня 1998 года муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр" реорганизовано в муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр", после неоднократных переименований с 04 декабря 2008 года переименовано в ГБУЗ СО "Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи "Уральский институт кардиологии" (л.д. 18-22, 23-24).
Судами установлено, что приказом Управления здравоохранения Свердловского городского совета народных депутатов от 29 октября 1990 года N 381 в связи с утверждением Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете министров СССР N 18 от 23 июня 1989 года "Положения о новом хозяйственном механизме в здравоохранении", предусматривающего сочетание бюджетного финансирования деятельности учреждений здравоохранения с внебюджетными источниками, решено учредить при Управлении здравоохранения Свердловского горисполкома бюджетно-хозрасчетное государственное медицинское предприятие "Инфарктный центр" на базе инфарктного центра Городской клинической больницы Скорой медицинской помощи с 01 ноября 1990 года (л.д. 68-69).
Решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации г. Екатеринбурга от 27 августа 1993 года N 612 учреждено муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр" на базе инфарктного центра, утвержден его устав (л.д. 70).
В свидетельстве о государственной регистрации предприятия 13 сентября 1993 года указано, что основным видом деятельности инфарктного центра является лечебно-профилактическая (л.д. 71).
Согласно уставу Государственного медицинского малого предприятия "Инфарктный центр", инфарктный центр является государственным медицинским малым предприятием по профилактике, лечению инфарктов миокарда и последующей реабилитации больных, перенесших это заболевание.
Задачами инфарктного центра являются: профилактика, лечение инфарктов миокарда с последующей реабилитацией больных, перенесших это заболевание; оказание научно-методической и консультативной помощи медицинским учреждениям города и области; оказание дополнительных платных медицинских услуг предприятиям, организациям, учреждениям и населению, не финансируемых из государственного или местного бюджета.
Принципы деятельности инфарктного центра: инфарктный центр действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования; основным разделом финансового плана Инфарктного центра является госзаказ по оказанию бесплатной медицинской помощи населению в объеме, финансируемого из государственного или местного бюджета (л.д. 72-81).
Из технико-экономического обоснования деятельности государственного медицинского малого предприятия "Инфарктный центр", утвержденного начальником Управления здравоохранения Свердловского горисполкома, следует, что за инфарктным центром были закреплены больные с острым инфарктом из 5-ти районов г. Свердловска; развернуто в стационаре коек 144, в том числе 24 койки в блоке интенсивной терапии и реанимации, дневной стационар на 6 коек; плановое количество пролеченных больных - 1 755 человек в год; оказание консультативной помощи и лечебных мероприятий на дому (2 000 выездов); вспомогательные службы в Центре: в том числе экспресс-лаборатория (л.д. 82-85).
Из Устава муниципального предприятия "Екатеринбургский инфарктный центр", утвержденного 13 сентября 1993 года, следует, что Екатеринбургский инфарктный центр (далее - ЕИЦ) создан в г.Екатеринбурге Управлением здравоохранения администрации г. Екатеринбурга с целью оказания медицинской помощи больным с инфарктом миокарда, профилактики этого заболевания и последующей реабилитации, а также создания научно-практической базы для изучения и лечения пациентов с ишемической болезнью сердца.
ЕИЦ создано с целью улучшения оказании медицинской помощи больным с инфарктом миокарда в г. Екатеринбурге, создания условий полноценной реабилитации для работоспособного контингента соответствующего профиля больных, проведения научно-исследовательской деятельности и повышения уровня клинико-диагностических возможностей, согласующихся с современными мировыми требованиями.
Основными задачами деятельности ЕИЦ являются, в частности: обеспечение комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидизации населения; осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению; внедрение новых видов диагностики, лечения, принципов оказания медицинской помощи; профилактики, лечение инфарктов миокарда с последующей реабилитацией больных, перенесших это заболевание; оказание научно-методической и консультативной помощи по профилю своей деятельности учреждениям города, области (л.д. 86-90).
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 31 декабря 1997 года N 1010 для решения комплексных задач по лечению, профилактике и реабилитации сердечно-сосудистых больных в г. Екатеринбурге решено создать "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" путем присоединения к муниципальному предприятию "Екатеринбургский инфарктный центр" кардиологического корпуса, выделяемого из муниципального учреждения "ГКБ СМП" (л.д. 92).
Согласно уставу муниципального учреждения "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр", утвержденному 08 июня 1998 года, муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" ранее было зарегистрировано 13 сентября 1993 года как муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр". Данная редакция принята для приведения устава в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также целями и видами деятельности учреждения.
Учредителем центра является администрация города в лице управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга.
Основными целями создания центра являются оказание высококвалифицированной экстренной и плановой стационарной и консультативной помощи кардиологическим больным г. Екатеринбурга, создание условий для полноценной реабилитации работоспособного контингента соответствующего профиля больных, проведение научно-исследовательской деятельности и повышение уровня клинико-диагностических и фармацевтических возможностей, согласующихся с современными требованиями (л.д. 93-95).
25 марта 2004 года утверждена новая редакция устава в связи с переименованием учреждения в муниципальное учреждение "Клинический центр "Кардиология" (л.д. 96).
В материалах дела также представлены выданная 28 ноября 1996 года до 17 июля 1998 года лицензия муниципального предприятия "Екатеринбургский инфарктный центр", а также выданная 21 декабря 1998 года до 21 декабря 2001 года лицензия муниципального учреждения "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" на осуществление медицинской деятельности (л.д. 91, 97).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы истца с 01 июля 1990 года по 01 мая 1993 года в должности медицинской сестры палатной, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что пенсионным органом указанный период работы включен в стаж истца на соответствующих видах работ в льготном исчислении, вследствие чего повторно включен быть не может.
В указанной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось.
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж периоды работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр"), суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Списком профессий и должностей работников охранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" создано в результате изменения организационно-правовой формы и наименования муниципального предприятия "Екатеринбургский
инфарктный центр", которые имели место ввиду приведения устава в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также целями и видами деятельности учреждения, при этом предприятие имело те же цели, задачи и направления деятельности, которые впоследствии имело учреждение; характер профессиональной деятельности, функциональные обязанности, нагрузка врача-лаборанта не изменялись. В спорные периоды истец работала в должности, предусмотренной действовавшими Списками. Из устава муниципального учреждения "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" следует, что данное учреждение, исходя из целей его деятельности, являлось лечебно-профилактическим учреждением, что отвечает требованию Списка от 06 сентября 1991 года N 464. При этом характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, ответчиком не оспариваются.
С учетом характера и специфики осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей, условий осуществляемой работы по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждения, суд первой инстанции счел возможным включить в стаж лечебной деятельности истца указанные периоды работы.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что после 01 ноября 1999 года характер профессиональной деятельности, функциональные обязанности, нагрузка Аношкиной М.Г. в муниципальном учреждении "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" не изменились, и с учетом выводов о возможности включения в специальный стаж предшествующего периода, указал о неправомерности отказа ответчика во включении в стаж на соответствующих видах работ периода трудовой деятельности истца, имевшего место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года и, как следствие, включил в специальный стаж период работы с 01 ноября 1999 года по 13 декабря 1999 года.
Установив, что без учета спорных периодов специальный стаж истца на 31 декабря 2018 года составил 24 года 09 месяцев 20 дней, с учетом спорных периодов - 30 лет 01 месяц 12 дней, расчет специального стажа составил: периоды работы в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года - 00 лет 03 месяца 21 день, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года - 03 года 02 месяца 03 дня, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года - 00 лет 09 месяцев 20 дней, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года - 01 год 00 месяцев 08 дней, всего 05 лет 03 месяца 22 дня, 24 года 09 месяцев 20 дней + 05 лет 03 месяца 22 дня = 30 лет 01 месяц 12 дней, суд первой инстанции пришел к выводу, что стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии 30 лет приобретен истцом в 2018 году (на 31 декабря 2018 года стаж составил 30 лет 01 месяц 12 дней), и днем приобретения права истца на досрочное назначение пенсии является 22 августа 2019 года (день обращения истца в пенсионный орган), в связи с чем назначил истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22 августа 2019 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года, назначении досрочной страховой пенсии не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж период работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр"), и принимая новое об отказе в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующим в период работы истца с 13 сентября 1993 года по 31 октября 1999 года Списком от 06 сентября 1991 года N 464 право на льготное исчисление страхового стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Центры в данном Списке не поименованы. Доказательств того, что муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") является лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждением не представлено.
Суд апелляционной инстанции указал, что Списком от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрены Центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), Списком от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)" и ряд других, к которым муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") не относится.
Суд апелляционной инстанции отметил, что приказом Минздрава СССР от 22 июля 1982 года N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении", действующим в спорный период работы истца с 13 сентября 1993 года, была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где ни в одной главе, в том числе в Главе I "Лечебно-профилактические учреждения", в разделе 1 "Больничные учреждения", не предусмотрены центры.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в период с 01 ноября 1999 года по 13 декабря 1999 года необходимо осуществлять трудовую деятельность в центрах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не в муниципальных центрах, вследствие чего указанный период также не подлежит включению в специальный стаж истца.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж спорных периодов работы, суд апелляционной инстанции также исходил из того, что период работы истца с 16 декабря 1997 года по 13 декабря 1999 года в выписке из индивидуального лицевого счета указан без кода особых условий труда.
Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости и принимая новое решение об отказе в удовлетворении данного требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с учетом исключенных периодов работы у истца отсутствует необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части признания права на страховую пенсию по старости за истцом и обязании ответчика назначить Аношкиной М.Г. страховую пенсию по старости с 22 августа 2019 года.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции руководствовался Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Списком профессий и должностей работников охранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, приказом Минздрава СССР от 22 июля 1982 года N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Судебное постановление в части разрешения требований о включении в специальный стаж периода работы с 01 июля 1990 года по 01 мая 1993 года в качестве медсестры палатной не обжалуется, следовательно, предметом кассационной проверки не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделаны с нарушением норм процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464).
В соответствии с пунктом 1 Списка N 781 в разделе "Наименование должностей" указаны врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
В разделе "Наименование учреждений" в пункте 8 Списка N 781 предусмотрены "Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)" и ряд других, к которым муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" не относится.
Аналогично наименование должностей и учреждений предусмотрены Списком N 1066.
Действующим в период работы истца с 13 сентября 1993 года по 31 октября 1999 года Списком N 464 предусмотрены врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на приказ Минздрава СССР от 22 июля 1982 года N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении", действующий в спорный период работы истца с 13 сентября 1993 года, которым была утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, указал, что ни в одной главе, в том числе в Главе I "Лечебно-профилактические учреждения", в разделе 1 "Больничные учреждения" центры не предусмотрены.
Между тем, судом не учтено, что в пункте 3 примечаний к данной номенклатуре указано, что центрами являются больничные учреждения или их структурные подразделения, предназначенные для оказания медицинской помощи прикрепленному населению по соответствующей специальности. Учреждение, являющееся центром, сохраняет свое наименование в соответствии с номенклатурой.
Приведенные нормы материального права суд апелляционной инстанции применил неправильно, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не учел, что в суд апелляционной инстанции представлена уточняющая справка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Уральский институт кардиологии" от 20 ноября 2020 года (л.д.144), согласно которой экспресс-лаборатория являлась и является по настоящее время структурным подразделением учреждения, должностные обязанности врача-лаборанта с 1993 года по настоящее время не изменялись. Указанная справка была приобщена к материалам дела, однако оценка ей судом апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права не была дана.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года и отказывая в удовлетворении данных требований, ограничился тем, что Списками N 781, N 464, N 1066 муниципальное предприятие "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") не поименовано.
Между тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что установленные судом обстоятельства, в частности то, что в соответствии с представленными в материалы дела уставами, лицензиями основными видами деятельности центра являлось осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи больным с инфарктом миокарда, что свидетельствуют о том, что муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" исходя из целей его деятельности являлось лечебно-профилактическим учреждением, что дает основание полагать о том, что муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр" соответствует требованиям Списка N 464.
При этом в спорные периоды истец работала в должности, предусмотренной действовавшими Списками. Характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, ответчиком ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не оспаривались.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы с 13 сентября 1993 года по 31 декабря 1999 года и отказывая в удовлетворении данных требований указал на то, что период работы истца с 16 декабря 1997 года по 13 декабря 1999 года в выписке из индивидуального лицевого счета указан без кода особых условий труда.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел, что согласно статье 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. При этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может быть основанием для отказа во включении периодов в специальный стаж истца.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") нельзя признать законными.
Соответственно, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости без учета названных периодов работы также являются незаконными.
В связи с изложенным апелляционное определение в той части, которой отменено решение суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов работы с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 августа 2019 года подлежит отмене, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделано с нарушением норм процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить исковые требования Аношкиной М.Г. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 ноября 2020 года в той части, которой отменено решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июля 2020 года о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга N 1156478/19 от 28 ноября 2019 года об отказе в назначении пенсии Аношкиной М.Г, обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы Аношкиной М.Г. с 13 сентября 1993 года по 03 января 1994 года, с 07 января 1994 года по 09 марта 1997 года, с 19 января 1998 года по 08 ноября 1998 года, с 06 декабря 1998 года по 13 декабря 1999 года в должности врача-лаборанта в муниципальном предприятии "Екатеринбургский инфарктный центр" (с 08 июня 1998 года - муниципальное учреждение "Екатеринбургский кардиологический научно-практический центр") и назначении Аношкиной М.Г. пенсии с 22 августа 2019 года отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 ноября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.