Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Синьковской Л. Г, судей Васильевой Т. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Слободина С. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-605/2019 по апелляционной жалобе акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" на решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" об оспаривании отдельных положений распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции распоряжения N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года).
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения относительно доводов апелляционной жалобы представителей административного истца ФИО15 М. М. и ФИО16 П. Ф, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО17 А. В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО13 С. А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административному истцу акционерному обществу "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" (далее АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский") на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - помещения в нежилых зданиях: с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции распоряжения N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) (далее - распоряжение) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее также - Перечень на 2019 года), которое опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области - http://mio.mosreg.ru, а также в официальном печатном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N226.
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N.
АО "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года в редакции распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года указывая, что спорные здания не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в Перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.
Решением Московского областного суда от 18 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года отменено, производство по административному делу прекращено. Судебная коллегия пришла к выводу о том, что распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года в оспариваемой редакции непосредственно не затрагивает права и законные интересы административного истца, не выступает угрозой их нарушения, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о прекращении права АО "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" на спорные объекты недвижимости: на нежилое здание с кадастровым номером N - 30 сентября 2016 года, на нежилое здание с кадастровым номером N - 29 сентября 2016 года.
Не согласившись с постановленными судами первой и апелляционной инстанции решениями представителем административного истца подана кассационная жалоба, в обоснование которой указано, что в спорных нежилых зданиях расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, в связи с чем ему установлен налог на имущество по повышенной налоговой ставке.
Участвовавшим в деле прокурором подано кассационное представление, в котором он просил апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года отменить, а решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года оставить в силе, ссылаясь на нарушение норм материального права и не правильное определение обстоятельств дела при вынесении апелляционного определения.
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года отменено, административное дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение. Судом кассационной инстанции указано, что согласно имеющихся в деле выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее выписка из ЕГРН) в состав объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N входят состоящие на отдельном кадастровом учете принадлежащие административному истцу помещения. Судом апелляционной инстанции данные обстоятельства не проверены, им не дана оценка; выводы о том, что распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года в оспариваемой редакции непосредственно не затрагивает права и законные интересы административного истца преждевременны.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ФИО15 М. М. и ФИО16 П. Ф. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области ФИО17 В. А. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора полагавшего, что в отношении нежилого здания с кадастровым номером N основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, в отношении нежилого здания с кадастровым номером N имеются основания для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав действующее законодательство суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта и нормативного правового акта, внесшего в него изменения уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 кв.м и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения).
В Перечень подлежит включению здание, помещение в нем, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжениям Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N15ВР-1632 (в редакции N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) под номером "данные изъяты" включен объект недвижимого имущества с кадастровыми номером N, под N "данные изъяты" включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2019 год вследствие их расположения на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли.
Согласно кассационному определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 года судебной коллегией проверены доводы административного истца о принадлежности ему на праве собственности нежилых помещений в составе спорных объектов недвижимости.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18 марта 2019 года N на нежилое здание с кадастровым номером N следует, что здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов с3; данные о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют. В состав нежилого здания входят принадлежащие АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" нежилые помещения с кадастровыми номерами: N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N.
Факт принадлежности административному истцу на праве собственности указанных нежилых помещений в составе нежилого здания с кадастровым номером N подтверждается представленными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области) по запросу суда апелляционной инстанции выписками из ЕГРН.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18 марта 2019 года N на нежилое здание с кадастровым номером N следует, что здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов с5; данные о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют. В состав нежилого здания входят принадлежащие АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" нежилые помещения с кадастровыми номерами: N; N; N; N; N; N; N.
Факт принадлежности административному истцу на праве собственности указанных нежилых помещений в составе нежилого здания с кадастровым номером N подтверждается представленными филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области по запросу суда апелляционной инстанции выписками из ЕГРН.
В материалах дела имеется письмо филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области от 29 июля 2020 года N в котором указано, что по состоянию на 24 июля 2020 года в ЕГРН по Московской области отсутствуют сведения о земельных участках, в пределах которых расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N.
Как следует из ответа на запрос судебной коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области) от 2 июня 2021 года N, объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N поставлены на кадастровый учет 20 ноября 2012 года без указания фактического местоположения и без привязки к какому-либо земельному участку.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам представителя Министерства имущественных отношений Московской области достоверных сведений о расположении нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N границах земельного участка с кадастровым номером N не имеется в связи с чем, законные основания включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2019 год исходя из вида разрешенного использования данного земельного участка отсутствовали.
Как следует из материалов дела, на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта обследование зданий на предмет их фактического использования Министерством имущественных отношений Московской области не проводилось. Представленные административным ответчиком акты N и N обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения от 23 октября 2019 года правового значения не имеют, поскольку составлены уже после издания оспариваемого нормативного акта.
Из составленного Ленинским филиалом ГБУ Московской области "Московское областное БТИ" технического паспорта по состоянию на 28 декабря 2011 года и экспликации к нему на здание местоположением по адресу: "адрес" (кадастровый номер N), следует, что здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов, общая площадь помещений здания по внутреннему обмеру составляет 1 713, 9 кв.м, помещения имеют наименования: склад, торговый зал; общая площадь помещений с наименованием торговый зал составляет 138 кв.м, или 8, 05% от общей площади здания.
Из составленного Ленинским филиалом ГБУ Московской области "Московское областное БТИ" технического паспорта по состоянию на 28 декабря 2011 года и экспликации к нему на здание местоположением по адресу: "адрес" (кадастровый номер N), следует, что здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов, общая площадь помещений здания по внутреннему обмеру составляет 1 939, 1 кв.м, помещения имеют наименования: склад, бытовка, торговый зал; общая площадь помещений с наименованием торговый зал составляет 490, 1 кв.м, или 25, 27% от общей площади здания.
Согласно ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утвержден приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N582-ст) - настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Пункт 37 тип предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли определенного вида, классифицированное по площади торгового зала, методам продажи и/или формам торгового обслуживания покупателей.
Пункт 112 торговый зал предприятия розничной торговли: Специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
Таким образом, помещение под наименованием торговый зал относится к объектам торговли.
При таких данных, здание с кадастровым номером N предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (технического паспорта) предусматривает размещение объектов торговли, что является самостоятельным основанием для включения его в оспариваемый Перечень на 2019 год.
Поскольку назначение помещений, предназначенных для торговой деятельности в здании с кадастровым номером N менее 20 процентов его общей площади, по данному основанию оно не могло быть включено в Перечень на 2019 год.
При установленных обстоятельствах решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года в части отказа в признании недействительным пункта "данные изъяты" распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года (в редакции распоряжения N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года) и исключения из Перечня на 2019 год нежилого здания с кадастровым номером N подлежит отмене, так как предусмотренные законом основания для включения данного здания в Перечень на 2019 год отсутствуют.
Судом первой инстанции в этой части неправильно применены нормы материального права, что согласно статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года отменить в части.
Принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский".
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт "данные изъяты" приложения к Распоряжению N15ВР-1632 от 27 ноября 2018 года "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год (в редакции распоряжения N15ВР-1818 от 26 декабря 2018 года).
В остальной части решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.