Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1801/2021 по апелляционной жалобе Русаковой "данные изъяты" на решение Московского городского суда от 7 июля 2021 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 14 июля 2021 года, об отказе в удовлетворении административных исковых требований Русаковой "данные изъяты" о признании незаконным бездействия Московской городской избирательной комиссии по назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя Русаковой Е.Л. - Рыбина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Московской городской избирательной комиссии Голышева И.В, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Русакова Е.Л. обратилась в Московский городской суд с административным иском о признании незаконным бездействия Московской городской избирательной комиссии по назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
В обоснование указала, что 8 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу N 37, депутатом по которому был избран Губенко Н.Н, который 16 августа 2020 года умер.
Русакова Е.Л, зарегистрированная и проживающая по месту жительства на территории округа N 37, 20 декабря 2020 года объявила о своём намерении баллотироваться кандидатом в депутаты по указанному округу, в связи с чем у неё возник законный интерес приобрести статус депутата Московской городской Думы седьмого созыва в установленный законом срок. Кроме того, административный истец как житель района, входящего в избирательный округ N 37, желает иметь в Московской городской Думе представителя от территории, на которой она проживает.
Поскольку Губенко Н.Н. умер 16 августа 2020 года, дополнительные выборы в Московскую городскую Думу седьмого созыва по правилам пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, которым является день смерти депутата, то есть не позднее 15 августа 2021 года.
При этом решение о назначении выборов согласно пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ должно быть принято не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то есть не позднее 17 мая 2021 года.
Между тем Московской городской избирательной комиссией (далее - МГИК) по состоянию на 18 мая 2021 года дополнительные выборы назначены не были, чем нарушается активное и пассивное избирательное право Русаковой Е.Л.
Учитывая изложенное, первоначально истец просил определить срок, не позднее которого Московская городская избирательная комиссия должна назначить выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
18 июня 2021 года Московская городская избирательная комиссия приняла решение N 150/1, которым, среди прочего, назначены на 19 сентября 2021 года в одномандатном избирательном округе N 37 дополнительные выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу.
В связи с принятием административным ответчиком решения о назначении выборов, административный истец, уточнив заявленные требования, просит признать незаконным бездействие МГИК по назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
Решением Московского городского суда от 7 июля 2021 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 14 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Русаковой Е.Л. - Рыбин А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что судом первой инстанции неверно определён предмет доказывания по делу, не подтверждены достоверными доказательствами обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности, факт смерти 30 сентября 2020 года депутата Губенко Н.Н, что привело к ошибочному выводу суда о верном исчислении МГИК периода, в который должны быть назначены дополнительные выборы в округе N 37. Полагает, что судом не приняты во внимание иные нарушения прав административного истца, в том числе перенос даты выборов после 15 августа 2021 года, а также отсутствие у Русаковой Е.Л. представителя в региональном парламенте.
Ссылается на неприменение судом статьи 3 протокола N 1 к Европейской конвенции прав человека, части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации, пунктов 1-4 статьи 10, пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 17 Гражданского кодека Российской Федерации, части 1 статьи 66 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 1-13 приказа Минздрава России от 25 декабря 2014 года N908н, частей 1-3 статьи 34 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта "м" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", пункта 18 части 3 статьи 17 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", пункта 19 части 3 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", статьи 1 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы". Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание разъяснения, приведённые в пунктах 2, 3, 5, 6, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней".
Участвующим в деле прокурором Клевцовой Е.А, представителем Московской городской избирательной комиссии Голышевым И.В. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Административный истец Русакова Е.Л, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
В силу пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признания незаконным бездействия административного ответчика по назначению выборов депутата Мосгордумы в округе N 37 на 15 августа 2021 года, суд первой инстанции исходил из установленных обстоятельств соответствия закону даты проведения дополнительных выборов и сроков принятия решения о проведении дополнительных выборов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не находит оснований не согласиться.
В силу пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
Согласно положениям статьи 82 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, организующая выборы избирательная комиссия назначает в данном избирательном округе дополнительные выборы (часть 1). Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (часть 2).
Согласно пункту 19 части 3 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" при проведении выборов депутатов Московской городской Думы Городская комиссия назначает и организует повторные и дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Основания для досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы предусмотрены в статье 4 Закона города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", согласно пункту "м" части 1 которой полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях смерти депутата Думы. При этом решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом "и" части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы (часть 2 статьи 4).
Административный истец указывает, что полномочия депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 Губенко Н.Н. прекратились со дня его смерти, последовавшей 16 августа 2020 года. МГИК обязана была не позднее 17 мая 2021 года назначить дополнительные выборы на 15 августа 2021 года.
Данное суждение основано на неправильном понимании приведенных норм права, согласно которым решение о назначении МГИК дополнительных выборов принимается не в связи с наступлением события, являющегося основанием для прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, а на основании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, применительно к рассматриваемой ситуации оформленного постановлением Московской городской Думы.
Постановлением Московской городской Думы от 30 сентября 2020 года N 72 полномочия депутата Московской городской Думы Губенко Н.Н. постановлено считать досрочно прекращенными. Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Дополнительные выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 также назначены на 19 сентября 2021 года, то есть в пределах одного года со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу N 37, что соответствует положениям пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ.
Решение о назначении дополнительных выборов принято МГИК 18 июня 2021 года, то есть не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, что соответствует положениям пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства дела, судом сделан правильный вывод о недоказанности довода о бездействии и уклонении административного ответчика от принятия решения по назначению выборов и об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то, что решением Московского городского суда от 5 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2021 года, было отказано в удовлетворении административного искового заявления Русаковой Е.Л. о признании незаконным решения МГИК от 18 июня 2021 года N 150/1 в части назначения дополнительных выборов депутата Мосгордумы по округу N 37 на 19 сентября 2021 года.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что довод Русаковой Е.Л. о неверном определении даты смерти Губенко Н.Н. является несостоятельным, поскольку юридически значимым является дата прекращения полномочий, а также отклонены доводы административного истца о нарушении оспариваемыми действиями избирательной комиссии его прав и законных интересов.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русаковой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.