Кассационный военный суд в составе председательствующего Красношапки В.Б., судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-282/2020 по кассационной жалобе представителя федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) Торкаева Ярослава Борисовича на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 10 февраля 2021 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего пункта отбора на военную службу по контракту ("данные изъяты") (далее - пункт отбора) "звание" Круглика Александра Витальевича об оспаривании действий 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Востокрегионжилье"), связанных с отказом в регистрации по месту жительства в служебном жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, требования административного иска Круглика А.В. о признании незаконными действий "Востокрегионжилье", связанных с отказом в разрешении на постоянную регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении членов его семьи удовлетворены, на административного ответчика возложена обязанность по выдаче такого разрешения супруге административного истца, их дочери и сыну.
В поданной 2 июня 2021 г. кассационной жалобе представитель Управления, полагая, что обжалованные судебные акты являются незаконными, необоснованными и вынесены с существенными нарушениями норм материального права, просит об их отмене и принятии нового решения.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела, анализируя отдельные нормы жилищного законодательства, приводит доводы, заключающиеся в том, что оснований для постоянной регистрации Круглика А.В. и членов его семьи по месту службы в служебном жило помещении, в котором они могут быть зарегистрированы по месту пребывания, не имеется, поскольку оно предоставлено во временное пользование на период действия контракта о прохождении военной службы.
В связи с осуществленной с 1 января 2021 г. реорганизацией "Востокрегионжилье" в форме присоединения Кассационный военный суд произвел замену стороны административного ответчика правопреемником - федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационного обращения, Кассационный военный суд находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем административном деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Из материалов дела следует, что Круглик А.В. с августа 2020 г. проходит военную службу по контракту, который им заключен в ноябре 2017 г, в пункте отбора, дислоцированном в г. "данные изъяты", где с декабря 2019 г. он и члены его семьи ("данные изъяты") обеспечены служебным жилым помещением по адресу: "адрес".
До августа 2020 г. Круглик А.В. и члены его семьи были зарегистрированы по адресу воинской части. Снявшись вместе с семьей с указанного учета, он обратился в территориальный отдел "Востокрегионжилье" с заявлением, в котором просил постоянно зарегистрировать его и членов его семьи по месту жительства в предоставленном служебном жилом помещении, однако получил отказ с предложением оформить регистрацию по месту пребывания, ввиду срочного характера договора найма служебного жилого помещения.
Признавая действия административного ответчика незаконными и удовлетворяя требования административного иска, суды сослались на то, что Круглик А.В. и члены его семьи по месту службы истца обеспечены служебным жилым помещением, в которое вселены и постоянно проживают, в связи с этим оспоренный отказ жилищного органа и его предложение о регистрации по месту пребывания были неправомерными.
Однако выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном истолковании закона.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац 2 статьи 2).
Статьей 2 этого Закона также предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
По смыслу приведенных норм законодательства отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.9 и 5.9 договора найма служебного жилого помещения от 10 декабря 2019 г. N 1529 служебное помещение по адресу: "адрес" предоставлено административному истцу и членам его семьи во временное владение и пользование в связи с военной службой Круглика А.В, и на время ее прохождения им в соответствии с контрактом о прохождении военной службы на срок до 29 ноября 2021 г, по истечении которого действие договора найма служебного жилого помещения и регистрация в нем прекращаются (пункты 1.9, 5.9 договора).
Данные условия договора найма служебного помещения не противоречат пункту 8 указанного выше Типового положения, предусматривающему, что порядок и условия найма служебного жилого помещения определяются в договоре найма жилого помещения, который заключается между военнослужащим и соответствующим органом, на балансе которого находится данное служебное жилое помещение. Срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период военной службы военнослужащего.
Круглик А.В, подписав договор найма служебного жилого помещения, согласился с его условиями, в соответствии с которыми проживание административного истца с семьей по адресу служебного жилья и регистрация в нем являются временными.
При этом установлено, что в возможности зарегистрироваться в предоставленном служебном жилом помещении по месту пребывания административного истца никто не ограничивал.
В связи с изложенным обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения гарнизонного военного суда и апелляционного определения окружного военного суда в кассационном порядке.
Поскольку исправление ошибки в применении норм материального права не требует установления новых обстоятельств дела, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 10 февраля 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Круглика Александра Витальевича, отменить полностью и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Круглика А.В. отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 г.
Председательствующий В.Б. Красношапка
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.