Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Соколкина Евгения Александровича, действующего на основании доверенности в интересах акционерного общества "Свердловское", на вступившие в законную силу постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее Минприроды Алтайского края) от 22 августа 2019г., решение судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2020г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 8 февраля 2021г., вынесенные в отношении акционерного общества "Свердловское" (далее - АО "Свердловское", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 22 августа 2019г, оставленным без изменения решением судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2019г, АО "Свердловское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 500000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 5 марта 2020г. решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2019г. отменено, дело направлено на рассмотрение по подсудности в Хабарский районный суд Алтайского края.
Решением судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 29 апреля 2020г. постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 22 августа 2019г. оставлено без изменений.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 30 июня 2020г. оставленным без изменения постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020г, решение судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 29 апреля 2020г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Решением судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 8 февраля 2021г, постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 22 августа 2019г. изменено, административное наказание снижено до 250000 рублей на основании ч.ч. 3.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Соколкин Е.А. настаивает на отмене решения судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2020г. и решения судьи Алтайского краевого суда от 8 февраля 2021г, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу положений п. 9 (1) указанных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела следует, что 2 мая 2019 г. в 18 часов в квартале 1 выдела N 85 Знаменского лесничества Хабарского участкового лесничества Алтайского края произошел пожар небольшой интенсивности площадью возгорания 0, 8га.
При осмотре места пожара и прилегающей территории установлено, что на примыкающем к лесному массиву земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, собственником которого является АО "Свердловское", не создана полоса шириной не менее 10 метров от леса путем очищения от легковозгараемых природных объектов, мусора, также отсутствует минерализованная полоса или иной противопожарный барьер, что привело к переходу пожара с данного земельного участка на земли лесного фонда.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка как допустимым, достоверным, достаточным по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о невиновности общества, соблюдении противопожарных мер - создании противопожарной полосы, возникновении пожара от действий неустановленных лиц, истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, в том числе на день рассмотрения дела краевым судом, судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Доводы жалобы о том, что возникновение лесного пожара со стороны иного прилегающего к лесу земельного участка подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 мая 2019г. опровергаются содержанием указанного постановления, из которого не следует выводы о конкретном месте возгорания, приведены объяснения главного агронома АО "Свердловское" Т. о том, что он производил сжигание соломы в противоположной возгоранию стороне поля, однако оценка таким объяснениям не дана в указанном постановлении.
Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения, не свидетельствуют о незаконности процессуального документа. Уточнение обстоятельств лесного пожара произведено в процессе судопроизводства по делу.
Доводы жалобы о том, что постановление об административном наказании общества вынесено неправомочным должностным лицом также необоснованны.
По правилам ч.2.1 ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса.
Согласно п. 36 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 36 и 37 ст. 81 настоящего Кодекса (п. 11 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Как установлено ч. 2 ст. 96 ЛК РФ, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из ч.1 ст. 23.24.1 КоАП РФ следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители (п. 2 ч. 2 ст. 23.24.1 Кодекса).
Указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016г. N 152 утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, к полномочиям которого отнесено производство и рассмотрение в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, дел об административных правонарушениях (пп 1 п. 2.4.1).
Согласно положению об отделе обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству, утвержденному министром Минприроды Алтайского края от 29 сентября 2017г, указанный отдел является территориальным структурным подразделением Минприроды Алтайского края, который, наряду с прочим, осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах (п.2.1.5).
Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края имеет право на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать обжалуемые акты незаконными, подлежащими отмене.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным и краевым судами с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.
Порядок и срок привлечения АО "Свердловское" к административной ответственности по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Свердловское" по правилам ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ с учетом санкции ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Знаменскому лесничеству управления лесами Минприроды Алтайского края от 22 августа 2019г, решение судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2020г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 8 февраля 2021г. оставить без изменений, жалобу защитника Соколкина Е.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.