Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 81 Слюдянского района Иркутской области мирового судьи судебного участка N 80 Слюдянского района Иркутской области от 28 октября 2020 г. (дело N 5-485/2020), решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Филипповой Натальи Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 81 Слюдянского района Иркутской области мирового судьи судебного участка N 80 Слюдянского района Иркутской области от 28 октября 2020 г. (дело N 5-485/2020), оставленным без изменения решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г, должностное лицо - "данные изъяты" Филиппова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Филиппова Н.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения "данные изъяты" Филипповой Н.В. к административной ответственности по указанной выше норме послужили выводы мирового судьи о том, что она не своевременно представила сведения в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, а именно, информация по договору купли-продажи N193 от 01.11.2019, подписана в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней 15.11.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
Признавая "данные изъяты" Филиппову Н.В. виновной в нарушении срока представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, мировой судья исходил из Распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области N 1757-мр от 03.06.2019, согласно которому Филиппова Н.В. является ответственной за внесение данных по отчетам об использовании лесов в программу ЕГАИС "Учет древесины и сделок с ней".
Судья Слюдянского районного суда Иркутской области поддержал выводы мирового судьи.
Вместе с тем такие выводы являются преждевременными.
В соответствии с ч. 12 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со ст. 81 - 84 указанного Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) в срок не более чем три рабочих дня со дня подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в п. 1 - 4 ч. 9 данной статьи; приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в п. 5 и 6 ч. 9 этой статьи.
В силу п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1301, информация, представляемая в систему учета древесины, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного представить указанную информацию.
Из содержания положений федерального законодательства - ч. 8 ст. 56 ЛК РФ, п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1301 следует, что подлежащая внесению в государственную информационную систему в электронном виде информация считается представленной в ЛесЕГАИС с момента ее подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ, являются должностные лица соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со своей компетенцией, определенной представителем нанимателя, на осуществление организационно-распорядительных функций по внесению в ЛесЕГАИС предусмотренной законом информации, представляемой посредством подписания электронного документа усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью.
Иные должностные лица, осуществляющие свои полномочия в области формирования учетной информации о древесине и сделках с ней без права подписания подлежащих представлению в ЕГАИС документов, субъектами ответственности по ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ не являются.
В рассматриваемой сфере отношений законом установлено требование представления в ЕГАИС информации в электронном виде в виде электронного документа, подписанного электронной подписью должностного лица.
Действительно, из должностной инструкции начальника отдела лесного хозяйства ТУ МЛК Иркутской области по Слюдянскому лесничеству следует, что в его обязанности входит подписание всех внесенных документов электронной подписью (л.д.25).
Вместе с тем, отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулируются Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Данный федеральный закон и принятые в его развитие подзаконные акты, которыми регулируются порядок использования электронной подписи, исходят из необходимости соблюдения лицами, использующих электронную подпись, обязанности обеспечения конфиденциальности ключей и сертификатов ключей проверки электронной подписи, имея ввиду, что, по общему правилу, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, вся полнота юридической ответственности, связанная с подписанием электронного документа электронной подписью, лежит на лице, являющимся владельцем электронной подписи и сертификата (квалифицированного сертификата) ключа проверки электронной подписи.
Фактическое использование чужой электронной подписи другими должностными лицами государственного органа при предоставлении им такой возможности представителем наймодателя и (или) непосредственным владельцем подписи (ключа проверки электронной подписи) вне зависимости от уважительности причин такой передачи (личные мотивы, указания вышестоящего руководства, удобство пользования, отсутствие необходимого количества оформленных электронных подписей и сертификатов ключей проверки по числу сотрудников) не снимает юридической ответственности с должностного лица, электронной подписью которого подписан электронный документ.
Между тем, из материалов дела не следует, что Филиппова Н.В. обладает правом подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью, имеет соответствующий сертификат.
Согласно Распоряжению Министерства лесного комплекса Иркутской области N1757-мр от 03.06.2019 Филиппова Н.В. является только ответственной за внесение данных по отчетам об использовании лесов в программу ЕГАИС "Учет древесины и сделок с ней" (Приложение N1).
Перечень лиц, за которыми закреплена усиленная квалифицированная электронная подпись в материалах дела отсутствует.
Изложенное выше свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда не изучил материалы дела, не установилвсе необходимые для его разрешения обстоятельства, следовательно, не выполнил в полном объеме требования статьи 24.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кассационная инстанция лишена возможности проверить доводы заявителя.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с этим в рассматриваемом случае имеются основания для отмены решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г. и возвращения дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела районному суду необходимо принять достаточные меры для установления всех обстоятельств по жалобе, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Филипповой Н.В. удовлетворить частично.
Решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14 января 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Филипповой Натальи Валерьевны, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Слюдянский районный суд Иркутской области.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.