Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ларина И.И. на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 5 февраля 2020 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 14 мая 2020 г., вынесенные в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 октября 2019 г. Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 5 февраля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 14 мая 2020 г, вышеуказанное постановление отменено, производство по делу с прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, Ларин И.И. просит об отмене судебных решений, указывая о неподведомственности дела по жалобе министерства на постановление должностного лица суду общей юрисдикции.
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче вышеуказанной жалобы, в установленный срок возражений относительно доводов жалобы не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
Вместе с тем данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что судами были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, носящие фундаментальный, принципиальный характер, в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы о пересмотре дела с нарушением правил подведомственности не свидетельствует о нарушении требований КоАП РФ о всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, и основанием для признания состоявшихся по делу судебных актов незаконными не является.
Кроме того, учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, имели место 12 сентября 2019 г, срок давности привлечения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу невозможно.
При таких обстоятельствах принятые по данному делу об административном правонарушении судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 5 февраля 2020 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 14 мая 2020 г, вынесенные в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ларина И.И. - без удовлетворения.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.