Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника - адвоката М.Н. Гумерова, действующего в интересах Федчуна Владимира Николаевича, на вступившее в законную силу постановление судьи Полтавского районного суда Омской области от 24 июля 2020г., вынесенное в отношении гражданина "данные изъяты" Федчуна Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Полтавского районного суда Омской области от 24 июля 2020г. гражданин "данные изъяты" Федчун В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации ГУ МВД России по Омской области.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, адвокат М.Н. Гумеров настаивает на изменении судебных решений как незаконных в части назначения административного выдворения.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками отдела полиции ОМВД России по Полтавскому району от 24 июля 2020г. в 9 часов в доме по "адрес" выявлен гражданин "данные изъяты" Федчун В.Н, прибывший в Российскую Федерацию 5 мая 2019г. в порядке, не требующем получения визы. В нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ по истечении срока временного пребывания 2 августа 2019г. из Российской Федерации Федчун В.Н. не выехал.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, указанными в обжалуемом судебном акте, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Федчун В.Н. нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В настоящей жалобе защитник Федчуна В.Н. заявляет о том, что назначенное дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет серьезное вмешательство в осуществление права Федчуна В.Н. на уважение семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации проживают его сестра и сын, ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся гражданами Российской Федерации.
Данные доводы повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу судебного акта не могут.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
К тому же, оснований полагать, что указанное заявителем жалобы родство Федчуна В.Н. с лицами (сестра, взрослый сын), являющимися гражданами Российской Федерации, образует в настоящее время семью Федчуна В.Н, не имеется, из материалов дела не следует.
При таких условиях нет оснований полагать вывод районного суда о виновности Федчуна В.Н. необоснованными.
Вместе с тем назначенное Федчуну В.Н. наказание подлежит изменению.
Районным судом не учтено, что в период с 15 марта 2020г. по 15 декабря 2020 г. включительно согласно пп "б" п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в редакции от 15 июня 2020г. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не подлежали принятию решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Федчуна В.Н. к административной ответственности имели место 24 июля 2020 г, то есть в период действия ограничительных мер в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное постановление подлежит изменению путем исключения указания на назначение Федчуну В.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу М.Н. Гумерова удовлетворить частично.
Постановление судьи Полтавского районного суда Омской области от 24 июля 2020г. изменить, исключив указание на назначение Федчуну В.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации ГУ МВД России по Омской области, в остальной части оставить без изменения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.