Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Пушкаревой Н.В, Зиновьевой К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цыренова Валерия Ринчиндоржиевича, поданную в суд первой инстанции 21 апреля 2021 года на решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 декабря 2020 года
по административному делу N 2а-453/2020 по административному иску главы муниципального образования "Джидинский район" Республики Бурятия Цыренова Валерия Ринчиндоржиевича к Совету депутатов муниципального образования "Джидинский район", депутатам Совета депутатов Джидинского района: Ринчино Б.А, Гырылову Г.В, Федосееву С.Н, Бадмаеву Ю.Р, Волкову К.И, Дымчикову Б.В, Хасматулину Н.Р, Сычеву А.С, Дондокову П.А, Кубчак М.И, Чойбсонову Ю.В, Токаревой Н.И, Чагдуровой Е.В, Осокину А.Н. об оспаривании решения "Об оценке деятельности главы МО "Джидинский район" за 2019 год".
Заслушав доклад судьи Конаревой И.А, пояснения участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Джидинского районного суда Республики Бурятия представителя Цыренова В.Р. - Сбродова В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Совета депутатов Джидинского района - Дымчикова Б.В, Янцановой В.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, депутатов Федосеева С.Н, Дондокова П.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
глава муниципального образования "Джидинский район" Республики Бурятия Цыренов Валерий Ринчиндоржиевич обратился в суд с иском к Совету депутатов Джидинского района, депутатам Совета депутатов Джидинского района: Ринчино Б.А, Гырылову Г.В, Федосееву С.Н, Бадмаеву Ю.Р, Волкову К.И, Дымчикову Б.В, Хасматулину Н.Р, Сычеву А.С, Дондокову П.А, Кубчак М.И, Чойбсонову Ю.В, Токаревой Н.И, Чагдуровой Е.В, Осокину А.Н. об оспаривании решения "Об оценке деятельности главы МО "Джидинский район" за 2019 год".
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением деятельность главы района признана неудовлетворительной, с чем Цыренов В.Р. не согласен.
Решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от 9 сентября 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения Джидинского районного суда Республики Бурятия от 9 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 декабря 2020 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неверное применение норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает выводы суда о соблюдении порядка принятия оспариваемого решение, а также соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения не основанными на материалах дела. Указывает, что судом не дана оценка доводам административного истца и его представителя, о том, что оспариваемое решение было принято в нарушение статьи 48 Регламента Совета депутатов, полагает, что депутаты не голосовали за оспариваемое решение в том виде и с тем содержанием, которое находиться в материалах дела. Кроме того, указывает, что судом не дана оценка доводам административного истца о том, что в нарушение федерального закона Совет депутатов повторно рассмотрел результаты деятельности предыдущего 2018 года, Совет депутатов произвольно изменил установленный нормативным актом третий критерий оценки деятельности главы МО "Джидинский район" N 3 "Число субъектов малого и среднего предпринимательства", установив в решении дополнительное пороговое значение в 10 000 тысяч человек. Неверными, по мнению подателя жалобы, являются выводы суда первой инстанции о том, что Положение о ежегодном отчете, вступившие в силу 19.06.2019г. могло применяться к правоотношения возникшим с 1.01.2019г. при оценке деятельности главы МО "Джидинский район".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что Цыренов В.Р. решением избирательной комиссии муниципального образования "Джидинский район" от 13 сентября 2017 года N38 признан избранным главой МО "Джидинский район".
10 июля 2020 года на 23 сессии 6 созыва Совета депутатов Джидинского района был рассмотрен отчет главы муниципального образования "Джидинский район" В.Р. Цыденова о результатах его деятельности, деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район" за 2019 год.
Из протокола 23-й сессии Совета депутатов района видно, что на заседании присутствовало 13 депутатов. Глава района выступил с докладом, затем прошло обсуждение доклада, в ходе которого депутаты задавали докладчику вопросы, председатель Совета депутатов предложил депутатам дать оценку деятельности главы "удовлетворительно" либо "неудовлетворительно". Такая формулировка соответствует пункту 9 Положения.
Решение по отчету принято открытым голосованием. За оценку деятельности "удовлетворительно" проголосовало пять человек, за оценку деятельности "неудовлетворительно" проголосовало восемь человек.
В соответствии с Решением N121 "Об оценке деятельности главы муниципального образования "Джидинский район" и деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район" за 2019 год отчет о результатах деятельности главы муниципального образования "Джидинский район" и деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район" за 2019 год принят к сведению; признана деятельность главы муниципального образования "Джидинский район" за 2019 год неудовлетворительной, согласно приложению 31 "Критерии оценки эффективности деятельности главы МО "Джидинский район" Положения о ежегодном отчете главы МО "Джидинский район" о результатах его деятельности, деятельности администрации МО "Джидинский район" по указанным в нем критериям.
С указанным решением не согласился Цыренов В.Р, в связи с чем обратился с административным иском в суд.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления пришел к выводу, что оспариваемое решение Совета депутатов района принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Устава Совет депутатов принимает Регламент Совета депутатов, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений.
Решением Совета депутатов района от 30 декабря 2015 года N 168 утвержден Регламент Совета депутатов муниципального образования "Джидинский район".
Решением Совета депутатов района от 14 июня 2019 года N 44 утверждено Положение о ежегодном отчете Главы муниципального образования "Джидинский район" о результатах его деятельности, деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район", в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов муниципального образования "Джидинский район".
Из Положения следует, что:
ежегодный отчет главы района представляет собой итоговую информацию о результатах деятельности главы района за прошедший год, в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия и Уставом муниципального образования "Джидинский район" (пункт 3);
отчет главы района представляется главой района в Совет депутатов не позднее 30 июня года, следующего за истекшим, в форме проекта решения Совета депутатов района, с соблюдением требований к структуре и содержанию, установленных Регламентом Совета депутатов района. Отчет подписывается главой района (пункт 6);
Совет депутатов района не позднее 30 июля года, следующего за истекшим, рассматривает на своем заседании отчет главы района (пункт 7);
при рассмотрении отчета главы района Совет депутатов района заслушивает главу района в качестве докладчика (пункт 8);
отчет главы района утверждается решением Совета депутатов района, которым деятельность главы района признается удовлетворительной или неудовлетворительной (пункт 9);
решение принимается открытым голосованием (пункт 11);
решение считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от присутствующей численности депутатов Совета депутатов муниципального образования "Джидинский район" (пункт 12);
в случае неудовлетворительной оценки в решении Совета депутатов о рассмотрении отчета главы района излагаются конкретные обстоятельства, которые послужили основанием для признания деятельности главы района неудовлетворительной (пункт 13).
Фактически административный истец выражает несогласие с принятой Советом депутатов муниципального образования "Джидинский район" оценкой результатов его деятельности.
Между тем, суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
В этой связи, суды верно отметили, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого депутатами решения и соответственно давать оценку проделанной заявителем работе.
Для решения вопроса о законности обжалуемого решения депутатов суду достаточно установить соблюдение процедуры принятия такого решения.
Руководствуясь нормами права, регулирующие спорные правоотношения, учитывая установленные по административному делу обстоятельства, исходя из того, что оспариваемое заявителем решение, принято во исполнение статей 35 и 36 Федерального закона N 131-ФЗ и отражает вопросы внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере, выводы судов о том, что оспариваемое решение принято без нарушений установленного порядка принятия решений и требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Совета депутатов, права административного истца не нарушает, являются правильными.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, указанным доводам судом дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Фактов, которые бы свидетельствовали о существенных нарушениях процедуры принятия оспариваемого решения, судами не установлено. Вопросы, связанные с оценкой деятельности главы района по существу, относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и не подлежат судебной проверке.
Доводам подателя жалобы о том, что перед началом голосования не соблюдены требования пункта 48 Регламента Совета депутатов, Советом депутатов незаконно дана оценка деятельности главы района за 2018 год и произвольно изменен один из критериев оценки деятельности главы МО "Джидинский район" дана оценка судами, с которой судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным согласится.
Судами установлено, что из протокола сессии Совета депутатов района, состоявшейся 10 июля 2020 года и пояснений представителя Совета депутатов следует, что деятельность главы района за 2018 год не оценивалась, указание в оспариваемом решении на 2018 год является технической ошибкой; все критерии оценки деятельности главы МО "Джидинский район" обсуждались на указанном заседании.
Поскольку указанный административным истцом критерий "число субъектов малого и среднего предпринимательства" в Положение о ежегодном отчете Главы муниципального образования "Джидинский район" в числовом выражении не конкретизирован, орган местного самоуправления вправе при оценке деятельности главы излагать конкретные обстоятельства, которые послужили основанием для признания деятельности главы района неудовлетворительной, что соответствует нормам пункта 13 вышеназванного Положения.
Исходя из конституционных принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления суды не вправе давать оценку по существу вопросам, которые относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными доводы подателя жалобы относительно применения Положения о ежегодном отчете Главы муниципального образования "Джидинский район" о результатах его деятельности, деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район", утвержденное Решением Совета депутатов МО "Джидинский район" от 14 июня 2019 года N 44.
Поскольку Положение о ежегодном отчете Главы муниципального образования "Джидинский район" о результатах его деятельности, деятельности администрации муниципального образования "Джидинский район", утвержденное Решением Совета депутатов МО "Джидинский район" от 14 июня 2019 года N 44, вступило в силу с момента опубликования 19 июня 2019 года, Совет депутатов правомерно руководствовался указанным нормативным актом, который действовал в период представления и рассмотрения отчета главы МО "Джидинский район" о результатах его деятельности за 2019 год.
Не нашли свое подтверждения материалами дела и доводы подателя кассационной жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, в том числе нарушении принципа состязательности сторон.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов нижестоящих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Цыренова Валерия Ринчиндоржиевича удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.