Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, поданную 21 апреля 2021 года, на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года
по административному делу N 2а-168/2020 по административному исковому заявлению Бочило Виктора Александровича о признании незаконным бездействия Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, о возложении обязанности провести электроснабжение.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Бочило В.А. обратился в Ермаковский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в неисполнении положений Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о возложении обязанности провести линии электроснабжения по ул. Новая в п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края.
В обоснование требований указано, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, п. Червизюль, ул. Новая, "данные изъяты" Реализуя свое право на использование земельного участка с его целевым назначением, Бочило В.А. было получено разрешение на строительство, однако препятствием к реализации его права является бездействие Администрации Танзыбейского сельсовета по организации инфраструктуры на подведомственной территории. Бочило В.А. неоднократно обращался к ответчику по вопросу организации электроснабжения в п. Червизюль на ул. Новая, однако никаких действий административным ответчиком произведено не было.
Решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 14 июля 2020 года постановлено: "Административное исковое заявление Бочило Виктора Александровича к Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о признании бездействия, обязании провести электроснабжение, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в части не организации по ул. Новая п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края электроснабжения во исполнение положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать Администрацию Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края организовать линии электроснабжения до дома "данные изъяты" по ул. Новая п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года постановлено: "Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 14 июля 2020 года изменить, абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в части не организации по ул. Новая п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края электроснабжения.
Дополнить резолютивную часть решения абзацем четвертым следующего содержания:
Установить срок для исполнения Администрацией Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края обязанности по организации линии электроснабжения по ул. Новая п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края до дома "данные изъяты" - до 1 июля 2021 года.
В остальной части решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 14 июля 2020 года оставить без изменения".
В кассационной жалобе Администрацией Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права. Выражают несогласие с выводами судов о допущенном органом местного самоуправления бездействии в не организации электроснабжения, поскольку у административного истца существует возможность технологического присоединения к электрическим сетям. Полагают, что судами не учтено, что статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечить электроснабжение муниципального образования. Вменяя обязанность организовать линии электроснабжения до дома "данные изъяты" по ул. Новая п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края судами расширительно истолковано понятие "организация электроснабжения населения", предполагающее под собой принятие организационных решений, направленных на обеспечение населения электричеством, а не организацию (строительство) объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участка, находящимся в собственности граждан. Указывают, что судебные акты не содержат указания на нарушение органом местного самоуправления норм права, свидетельствующих о незаконном бездействии. Статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит обязанности органа местного самоуправления иметь в собственности муниципального образования электрические сети. Также законом не предусмотрена обязанность осуществлять за счет бюджетных средств строительство инженерной инфраструктуры.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
Судами установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 октября 2014 года, заключенного с Администрацией Ермаковского района Красноярского края, Бочило В.А. является собственником земельного участка, расположенный по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, п. Червизюль, ул. Новая, "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1493 кв.м.
4 октября 2013 года Бочило В.А. выдано разрешение на строительство N RU 24513314-140 на объект индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался тем, что органом местного самоуправления допущено бездействие при реализации полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при разрешении вопросов местного значения к числу которых относится организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Оценивая представленные доказательства, судом указано, что на протяжении всей ул. Новая, в том числе до дома N 6 в п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края отсутствует уличное освещение.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Вместе с тем судами при разрешении требований не принято во внимание следующее.
Полномочия органом местного самоуправления сельского поселения определены статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в числу которых отнесены, в частности: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1); утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают, в частности, полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6.1).
В соответствии с пунктом 2 "Требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений на основании генеральных планов поселений и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики.
Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу положений части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений.
Генеральный план содержит, согласно требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, на которых отображаются объекты, относящиеся к областям электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В силу части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (часть 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судами не были применены. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами не установлены.
Оценивая законность оспариваемого бездействия администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, суд первой инстанции указал, что на протяжении всей улицы Новая в п. Червизюль Ермаковского района Красноярского края уличное освещение отсутствует. Однако, как следует из административного искового заявления, предметом спора не являлось бездействие органа местного самоуправления по организации наружного освещения улиц сельского поселения.
Из проекта договора ПАО "МРСК Сибири" на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий для присоединения к электрическим сетям, направленных в адрес Бочило В.А. для целей присоединения к электрическим сетям жилого дома по адресу: с. Ермаковское, ул. Новая, "данные изъяты", расположенного на земельном участке "данные изъяты", усматривается, что присоединение должно быть осуществлено к Линии (0, 4) и ТП -10/0, 4, которые предстоит запроектировать и построить.
Кроме того, из представленного в материалах дела договора купли - продажи N 130 земельного участка от 15 октября 2014 года усматривается, что договор купли - продажи на основании которого земельный участок предоставлен в собственность Бочило В.А, заключен Администрацией Ермаковского района на основании распоряжения администрации Ермаковского района от 15 октября 2014 года N 457-р. Порядок и основания предоставления земельного участка в собственность заявителю судами в ходе рассмотрения дела не устанавливались и не исследовались.
Не являлись предметом судебной оценки также генеральный план поселения и утвержденные документы по планировке территории, на которой, согласно требованиям административного истца, должно быть организовано электроснабжение.
Указанные обстоятельства имеют правовое значение для правильного разрешения дела, выводы судов о наличии оспариваемого бездействия и возложении обязанности организовать линию электроснабжения по ул. Новая в срок до 1 июля 2021 года, не могут быть признаны законными и обоснованными, судебные акты подлежат отмене, административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения спора, принять меры к истребованию доказательств в соответствии с обстоятельствами, подлежащими доказыванию и оценке, разрешить спор в соответствии с требованиями норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.