Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, поданной через суд первой инстанции 23 марта 2021 года, на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 года по административному делу N 2а-485/2020 по административному исковому заявлению администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании незаконными и отмене пунктов предписания.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
администрация Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области обратилась в Карасукский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 4 и 5 предписания от 19 мая 2020 года N 10/1/1 об устранении требований пожарной безопасности.
В обоснование требований указала, что 19 мая 2020 года государственными инспекторами Карасукского района Новосибирской области по пожарному надзору ФИО5, ФИО6, ФИО7 было вынесено предписание администрации Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, с которым администрация в части не согласна, поскольку не должна выполнять требования, указанные в пункте 1 предписания в части обеспечения размещения пожарных гидрантов в населенных пунктах, так как в силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обязан обеспечивать надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. В реестре муниципальной собственности административного истца водопроводов с пожарными гидрантами не числится. С учетом изложенного администрация не может являться субъектом проверки по пункту 1 оспариваемого предписания.
В пунктах 2 и 4 предписания содержатся требования о создании административным истцом условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в п. Кучугур, с. Чернокурья, д. Новая курья, аул Нижнебаяновский, а именно, из озера, оборудовав озеро площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12x12 (м) для установки пожарных автомобилей в любое время года. Однако указанные требования не могут быть выполнены ввиду отсутствия озёр на территории Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, что подтверждается скриншотом страницы поиска по данным государственного водного реестра.
В пункте 5 предписания содержатся неопределенные требования, исходя из которых невозможно установить, у каких гидрантов и водоёмов административный истец должен установить соответствующие указатели, что является недопустимым со стороны контролирующего органа.
Просил признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 4, 5 предписания от 19 мая 2020 N 10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенного отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Карасукскому району Новосибирской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 года, требования административного истца удовлетворены частично, признан незаконным пункт 5 предписания N 10-/1/1 от 12 мая 2020 года в части обязания администрации Чернокурьинского сельского совета Карасукского района Новосибирской области установить соответствующие указатели у гидрантов, расположенных в с. Чернокурья Карасукского района Новосибирской области и д. Новая Курья Карасукского района Новосибирской области. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе администрация Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов в части отказа в удовлетворении требований с принятием нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Полагает, что суды обеих инстанций не приняли во внимание нормы федерального законодательства, возложив на орган местного самоуправления обязанность по содержанию объектов, принадлежащих частным лицам, которые являются самостоятельными субъектами ответственности, что, в свою очередь, делает неисполнимым решение для органа местного самоуправления.
Указывает, что ЗАО АФ "Морозовская" является гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения в границах п. Кучугур, с. Морозовка и аул Нижебаяновский Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области, соответственно, данная организация владеет хозяйственно-питьевыми водопроводами, совмещёнными с противопожарным водопроводом, и в силу пункта 55 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390, обязана содержать указанный объект в надлежащем состоянии, а также обеспечивать обозначение указателей расстояния до местоположения пожарных гидрантов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что 19 мая 2020 года администрацией Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области получено предписание должностного лица ГУ МЧС России по НСО ОНДиПР по Карасукскому району Новосибирской области, согласно которому в срок до 21 мая 2021 года администрации сельсовета предписано:
устранить нарушения пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности", пунктов 8.6, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 обеспечив размещение пожарных гидрантов в населенных пунктах п. Кучугур (население 194 чел), с. Морозовка (население 652 чел.), аул Нижнебаяновский (население 171 чел.) в соответствии с их нормативными радиусами обслуживания зданий, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 1 предписания);
устранить нарушения пункта 2 части 3 статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности", пункта 80 ППР в РФ в п. Кучугур, с. Чернокурья, д. Новая Курья, аул Нижнебаяновский, создав условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и на прилегающих к нему территориях, а именно - из озера (пункт 2 предписания);
устранить нарушение требований пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 123- ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности", пункта 9.4 СП 8.13130.2009, оборудовав п. Кучугур, с. Чернокурья, д. Новая Курья, аул Нижнебаяновский для забора воды из водных объектов (озера) площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 (м) для установки пожарных автомобилей в любое время года (пункт 4 предписания);
устранить нарушение требований части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности", пункта 8.6 СП 8.13130.2009, абзаца 4 пункта 55 ППР в РФ, установив у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 5 предписания).
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что в с. Чернокурья Карасукского района Новосибирской области и д. Новая Курья Карасукского района Новосибирской области имеются указатели гидрантов, что подтверждается фотографиями, а также пояснениями представителя административного ответчика, суд пришел к выводу, что в части пункта 5, возлагающего на администрацию сельсовета обязанность по установке указателей расположения гидрантов, предписание является незаконным.
Отказывая в удовлетворении остальной части административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что независимо от факта нахождения или не нахождения водопроводных сетей, пожарных гидрантов на балансе ответственной организации или органа местного самоуправления, в силу закона обязанность по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории п. Кучугур (население 194 чел.), с.Морозовка (население 652 чел.), аула Нижнебаяновский (население 171 чел. Карасукского района возложена на административного истца как органа местного самоуправления, и именно на нем лежит обязанность по обеспечению размещения пожарных гидрантов в соответствии их нормативными радиусами обслуживания зданий, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 5 Устава Чернокурьинского сельсовета Карасукского района Новосибирской области к вопросам местного значения, находящимся в компетенции администрации Чернокурьинского сельсовета, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава Чернокурьинский сельсовет состоит из объединенных общей территорией следующих населенных пунктов: село Чернокурья, село Морозовка, аул Нижнебаяновский, поселок Кучугур, деревня Новая Курья.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года (далее - Правила противопожарного режима), на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Статьей 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178 утвержден Свод правил. Системы пожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СП. 13130.2009, период действия по 29.09.2020), согласно пункту 4.1. которого наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций; наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек (примечание N 1 к пункту 4.1. Свода Правил).
Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примечании 1 к пункту 4.1. (пункт 9.8 Свода Правил).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно пункту 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункт 9.10 Свода Правил).
Пунктом 9.11. Свода Правил предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований пункта 9.9 настоящего Свода правил.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий 1 и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
С учетом приведенного правового регулирования в области пожарной безопасности и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным пунктов предписания, правомерно исходили из наличия установленной законом обязанности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также того, что в населенных пунктах с числом жителей до 5000 человек допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников при условии соответствия данных водоисточников определенным требованиям, установленным действующим законодательством, при этом, как верно указали суды, сам по себе факт наличия в населенном пункте с численностью населения менее 5000 человек естественного водоисточника не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности организовать на территории населенного пункта наличие иного источника наружного пожаротушения, в том числе и наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства.
В целом, доводы, изложенные в настоящей жалобе, полностью повторяют доводы административных истцов, положенные в обоснование административного иска, а также доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Данные доводы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установленных судами обстоятельств по делу. Однако суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.